Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Обязанности НФО в сфере противодействия ФРОМУ

(статья для ломбардов, МФО, КПК, страховых компаний и брокеров, профессиональных участников РЦБ, НПФ и других НФО)

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(фрагментарно опубликовано  в журнале Вопросы кредитной кооперации. №38, 2018, в журнале Экспо Ювелир. №3, 2018, на www.smyslovy.ru 10.02.2019)

 

 

Смыслов Павел

23 июля 2018 г. вступили в силу масштабные изменения Федерального закона N 115-ФЗ (далее - N 115-ФЗ), касающиеся противодействия НФО финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ). Теперь некредитные финансовые организации (ломбарды, НФО, МФО, страховые компании и брокеры, профучастники рынка ценных бумаг и другие НФО) обязаны выполнять ряд значимых обязанностей, об основных из которых мы сегодня расскажем.

 

1. C 23 июля 2018 г. НФО обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 7.5 N 115-ФЗ, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.

Для исполнения указанной обязанности НФО обязаны проверять своих клиентов  по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. В случае выявления таких лиц со стороны НФО потребуется принятие мер замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества и подача сведений об этом в Росфинмониторинг.

На момент написания настоящей статьи указанный перечень в личных кабинетах НФО на сайте Росфинониторинга опубликован еще не был, но это будет обязательно сделано в обозримом будущем.

В связи с тем, что результаты проверок клиентов по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения должны документально фиксироваться, мы рекомендуем НФО доработать свои анкеты клиентов по ПОД/ФТ, включив в них соответствующие графы для фиксирования указанной информации.

 

2. С 23 июля 2018 г. все НФО обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.

Эта новая обязанность НФО схожа с их давней обязанностью проверять пайщиков на причастность к экстремисткой деятельности или терроризму и информировать о результатах такой проверки не реже 1 раза в 3 месяца Росфинмониторинг.

Формально, первую такую проверку НФО должны будут сделать до 23 октября 2018 г. Но, напомним, что на момент написания настоящей статьи перечень лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения в личных кабинетах НФО на сайте Росфинониторинга еще не опубликован. Надеемся, что к 23 октября такой перечень появится и НФО смогут выполнить возложенную на них обязанность.

Результаты проверок пайщиков на причастность к распространению оружия массового уничтожения, вероятнее всего, будут включаться не в состав какого-то отдельного нового отчета, а в состав уже существующего ФЭС, в который включаются результаты проверок клиентов на причастность к экстремисткой деятельности или терроризму.

 

3. НФО с 23 июля 2018 г. обязаны приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

НФО обязаны незамедлительно представлять информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч. 3 ст. 8 N 115-ФЗ НФО осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Однако, напомним нашим читателям, что на практике НФО практически не сталкиваются с приостановлением операций.

 

4. НФО обязаны теперь направлять в Росфинмониторинг и отчет о новой операции, подлежащей обязательному контролю. Согласно изменениям в N 115-ФЗ, вступившим в силу 23 июля 2018 г., подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Простыми словами, если, например, НФО обнаружит среди своих пайщиков лицо причастное к распространению оружия массового уничтожения или лицо, связанное с ним, любая операция такого пайщика вне зависимости от суммы ее совершения будет подлежать обязательному контролю.

 

 

5. Не обошли стороной изменения и обязанность НФО обновлять свои правила внутреннего контроля. В срок до 23 октября 2018 г. все НФО будут обязаны существенно переработать этот основной внутренний документ, изменив в нем:

- программу по замораживанию (блокированию) денежных средств иного имущества;

- программу по приостановлению операций;

- программу идентификации;

- порядок направления информации в Росфинмониторинг;

- анкеты клиентов;

- перечень операций, подлежащих обязательному контролю;

- иные разделы в зависимости от текста конкретных ПВК,

прописав новые порядки и положения, связанные с противодействием распространению оружия массового уничтожения.

Отметим, что сами правила внутреннего контроля теперь именуются по иному: ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ (добавлена сокращенная аббревиатура ФРОМУ от финансирования распространения оружия массового уничтожения). Поэтому по всему тексту правил необходимо отразить и это изменение. Однако, тут важно не переусердствовать. Так, например, антиотмывочное законодательство как и ранее именуется: «законодательство в сфере ПОД/ФТ».

Еще в середине июня 2018 г. Банк России опубликовал проект изменений в Положение от 15 декабря 2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (на момент написания статьи такой нормативный акт Банка России пока не вышел).

Согласно проекту изменений правила внутреннего контроля пополнятся не только изменениями, о которых мы писали выше, но иными положениями.

Так, например, согласно планируемым новеллам мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента должны проводиться, а их результаты документально фиксироваться не реже одного раза в три месяца.

Перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, теперь будет определен не Положением Банка России N 445-П, а размещаться на официальном сайте регулятора в сети «Интернет». При этом согласованные с Росфинмониторингом изменения в Перечень признаков необычных сделок должны размещаться на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» и применяться по истечении 10 дней после дня их размещения, если информация о более поздних сроках их применения не предусмотрена в сообщении Банка России на официальном сайте Банка России в сети «Интернет».

 

Безусловно, последние антиомывочные новеллы, о которых написано выше, можно считать одними из самых масштабных за последние годы, с которыми столкнулись НФО. Однако, будем надеется, что читатели журнала благодаря нашей публикации смогут сориентироваться в них и без сложностей внедрить в свою повседневную работу.

 

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя