Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

Правила внутреннего контроля, постановка на учет в Росфинмониторинг

Внимание! Мы давно и успешно консультируем по вопросам организации внутреннего контроля по ПОД/ФТ, постановки на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Разработаем Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ) для различных видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Организуем получение ЭЦП для направления отчетности в Росфинмониторинг, прохождение обучения (целевых инструктажей и повышения уровня знаний) в сфере ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте в разделе Услуги.

 

 

 

Барыкин С.Е., СМЫСЛОВ П.А.:

совершенствование риск-ориентированного подхода к проверкам финансовых потоков

(опубликовано в сборнике: Логистика: современные тенденции развития: материалы XII Международной научно-практической конференции 19 апреля 2013 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др]. - СПб: СПбГЭУ, 2013. - 462 с.)

 

Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)В докладе изложены понятие системы финансовых потоков, рассмотрено совершенствование риск-ориентированного подхода путем выявления подозрительных операций на основе системного подхода к сложной проблеме анализа движения денежных средств в группе компаний.

 Выявление операций или сделок, связанных с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, и обеспечение информационной поддержки деятельности правоохранительных органов является основной целью любого подразделения финансовой разведки государства. В Риме в ноябре 1996 года на заседании членов организации «Эгмонт», объединяющей финансовые разведки различных государств мира, впервые было сформулировано определение, закрепляющее понятие такого подразделения, как имеющей полномочия на работу по противодействию финансированию терроризма центральной государственной структуры, ответственной за получение, анализ и передачу финансовой информации, касающейся доходов, подозреваемых в криминальном происхождении. Термин «финансовый мониторинг» в отношении системы мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является российским нововведением и используется в Белоруссии (Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля), Украине (State Department of Financial Monitoring) и Грузии (Financial Monitoring Service of Georgia). В зарубежных источниках термин «финансовый мониторинг» практически не встречается. [1]

Можно согласиться с мнением В.О. Щелова, что борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма имеет глобальный приоритет безопасности современного общества, что и обуславливает необходимость ранней диагностики рисков отмывания денег [2].

Можно показать, что актуальной становится задачи поиска подозрительных операций выборочным путем вместо прямого перебора операций, подлежащий обязательному контролю, на предмет преступного умысла. Для реализации задачи выявления подозрительных операций с денежными средствами необходимо перейти от модели обязательного контроля к модели риск-ориентированного контроля исключительно за подозрительными операциями [3].

Однако само «подозрение» носит исключительно субъективный характер: в иностранном и отечественном законодательстве отсутствуют какие-либо рекомендации о дополнительной «разумности», «обоснованности» или доказательстве отсутствия «небрежности» [4]. Росфинмониторинг или иные надзорные органы нечасто привлекают организации к административной ответственности за нарушение ими нормы закона, обязывающей подавать сведения о подозрительных операциях в уполномоченный орган, по причине отсутствия у компетентных органов четко аргументированной доказательственной базы выявленного правонарушения. Несмотря на наличие обширного нормативно закрепленного перечня подозрительных операций, зачастую подозрительную операцию можно выявить лишь интуитивно, в зависимости от субъективного суждения лица, ответственного за организацию внутреннего контроля.

Так, например, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Инком-Инвест» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП. Решением суда от 19.02.2009 по делу №А71-284/2009-А19 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Федеральный арбитражный суд Уральского округа своим Постановлением от 03.08.2008 по делу №А71-284/2009-А19 оставил в силе указанное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по тому же делу. Среди прочего, судами было установлено и материалами дела подтверждено, что, по мнению РО ФСФР России в ВКР, в ходе проведения проверки в действиях общества выявлено, в частности, нарушение требований п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившееся в том, что контролер не выявил и не представил руководителю общества и в Росфинмониторинг сведения по необычной операции. Судами с учетом установленных по делу фактических обстоятельств был сделан обратный вывод о том, что совершенная операция ни одним из признаков необычной операции не обладала, и у контролера отсутствовали основания для передачи соответствующих сведений руководителю общества и в Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента организации в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия [5].

По нашему мнению, основу усовершенствованного риск-ориентированного подхода составит системный анализ финансовых потоков, который основан на рассмотрении движения денежных средств с системных позиций. Введем понятие системы финансовых потоков, направленных на легализацию (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, под которой будем понимать множество объектов (потоков денежных средств и потоков иного имущества), отношение между которыми обладает определенным свойством – обеспечить в определенный момент времени реализацию этапов отмывания денежных средств и финансирования терроризма.

В процессе анализа проводится рассмотрение элементов предполагаемой системы на соответствие моделям отмывания денег, наиболее часто встречаются из которых трехфазная и четырехфазная модель [6].

Трехфазная модель фазы: размещение (placement), расслоение (layering) и интеграция (integration).

Четырехфазная модель отмывания денег состоит из следующих фаз:

1) первая фаза – освобождение от наличных денег и перечисление их в банки на собственные счета подставных лиц;

2) вторая фаза – распределение денежных средств путем банковских операций и операций с ценными бумагами;

3) третья фаза – маскировка путем использования для открытия счетов удаленных банков и перевода денег со счетов иностранных фирм на счета преступников в рамках фиктивных хозяйственных договоров;

4) четвертая фаза – инвестирование отмытых капиталов в легальную экономику.

Усовершенствованный риск-ориентированный подход позволит учитывать российские особенности финансовых потоков, направленных на легализацию (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Руководителем службы комплаенс банка «Уралсиб» И. Катышевой справедливо отмечено, что отличие структуры теневой экономики в России от структуры теневой экономики в США или Евросоюзе определяет различную природу «отмывания» денег [7]. В России основное противодействие организуется на этапе вывода средств в юрисдикции с мягким налоговым климатом (т.е. оффшоры), а также на этапе обналичивания безналичных денежных средств, а за рубежом основное внимание уделяется противодействию внедрения в легальный оборот наличных денежных средств (полученных от преступной или теневой деятельности) через финансовые структуры.

 

 

Список литературы:

1. Прошунин М.М. Росфинмониторинг как уполномоченный орган по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Административное право. 2010. № 2. С. 111 – 120.

2. Щелов В.О. Механизм борьбы с «отмыванием» преступных доходов в действии./ Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2007. № 3.

3. Емелин А. Проблемы совершенствования системы ПОД/ФТ // Банковское обозрение. 2012. № 7. С. 20 – 23.

4. Прошунин М.М. Мониторинг операций и сделок в кредитной организации в целях противодействия легализации преступных доходов // Банковское право. 2010. № 3. С. 42 – 45.

5. Васильев А. О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма // Банковское право. 2005. № 2.

6. Ревенков П.В., Тимкова А.А. Финансовый мониторинг: контроль мобильных платежей // Международные банковские операции. 2012. № 2. С. 28 – 37.

7. Катышева И. ПОД/ФТ: бороться и искать... // Банковское обозрение. 2012. № 12. С. 66 – 69.

 

д-р эконом. наук С.Е. Барыкин, канд. истор. наук П.А. Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

Наши услуги в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

Оказываем услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Оказываем услуги по постановке организаций на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Проводим обязательное обучение по ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Кроме того, оказываем консультации по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Идет проверка Росфинмониторинга? Пришли с проверкой по ПОД/ФТ из других надзорных органов (Банк России, Инспекция Пробирного надзора, Роскомнадзор, прокуратура)? Мы знаем о проверках Росфинмониторинга, Банка России, ГИПН, прокуратуры, Роскомнадзора в сфере ПОД/ФТ абсолютно все! Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

А также оказываем услуги по по получению и установке электронной цифровой подписи для предоставления отчетности в Росфинмониторинг (по формам ФЭС, ранее 4-СПД). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Если Вас интересуют наши вышеуказанные услуги просим Вас связаться с нами по телефону:

+7 (903) 686-31-87

Контактное лицо по вопросам Правил внутреннего контроля и организация внутреннего контроля Смыслов Павел Александрович.

 - Мы в контакте (форум по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, вопросы эксперту по финансовому мониторингу)

 

Хотите быть в курсе всех новостей по финансовому мониторингу, ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и получать информации еще больше, чем на нашем сайте? Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация. Издается с 2016 года. Нас читают более 4000 подписчиков!

 

 

Дополнительные наши статьи по этой теме:

Полно и корректно исполняете закон? Вас все равно могут наказать! История о «без вины виноватом» ломбарде или о том как некоторые представители надзора не принимают во внимание при проверках НФО нормативные акты Банка России (Смыслов П.А., 2017)

Результаты проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году (Смыслов П.А., 2017)

Основные обязанности по финансовому мониторингу организаций и предпринимателей, работающих с часами из драгоценных металлов и камней (Смыслов П.А., 2017)

Какие 26 видов документов по ПОД/ФТ у Вас может запросить внезапная выездная проверка Банка России. Чуть более пяти часов отведено организации на предоставление документов по ПОД/ФТ (Смыслов П.А, 2017)

Частая сдача информации в уполномоченный орган о результатах проверки клиентов по перечню Росфинмониторинга теперь нарушение? (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля со всеми последними изменениями 2017 года: к вопросу о сроках и необходимости обновлений (Смыслов П.А., 2017)

Вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество" - новые сервисы в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга у ювелиров и операторов радиоподвижной связи (Смыслов П.А., 2016)

Информация о недостатках и нарушениях, допущенных организациями при разработке правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, и о нарушениях, допущенных организациями при реализации ПВК по ПОД/ФТ, выявленные в ходе надзорной деятельности в 2016 году (Смыслов П.А., 2016)

Кому выгодна паника среди ювелиров и почему ювелирам необходимо придерживаться позиций Росфинмониторинга (Смыслов П.А., 2016)

Особенности представления информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Борьба с коррупцией в российских компаниях (Смыслов П.А., 2016)

Какой способ отправки сообщений в Росфинмониторинг выбрать ювелирам?  (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное письмо" Росфинмониторинга №50 отменяется? (Смыслов П.А, 2016)

Новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ для ювелиров, риелторов, лизинга, факторинга, операторов платежей осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Новые ПВК по ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Агентство недвижимости и Росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю? (Смыслов П.А., 2016)

Какие 53 документа запросит Банк России на проверку у некредитной финансовой организации (Смыслов П.А., 2016)

Что проверит Банк России по ПОД/ФТ в ломбарде? (Смыслов П.А., 2016)

Какие документы по ПОД/ФТ может запросить Банк России (Смыслов П.А., 2016)

Как ювелирам определить деловую репутацию клиента в рамках ПОД/ФТ? (Смыслов П.А., 2016)

Об Информационном сообщении Росфинмониторинга от 5 мая 2016 года «О типовых ошибках при разработке ПВК по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2016)

Особенности предоставления информации в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Проблемы проведения идентификации (Смыслов П.А., 2016)

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний в сфере финансового мониторинга и иные формы обучения: практические рекомендации по прохождению обучения (Смыслов П.А., 2016)

Подводим итоги о сдаче информации в росфинмониторинг ювелирами (Смыслов П.А., 2016)

Разрабатываем правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50: его значение и роль для ювелирной отрасли (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016 г. посвящено ювелирным организациям и предпринимателям (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ крупных НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ организаций и ИП (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Что такое вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество", размещенные в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга? (Смыслов П.А., 2015)

ПОД/ФТ нарушения и недостатки по итогам проверок КПК (Смыслов П.А., 2015)

Дневник изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфиномниторинг согласно приказа №110 (формы ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ) (Смыслов П.А., 2015)

Сдаем информацию в Росфинмониторинг по новым формам (Смыслов П.А., 2015)

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг) (Смыслов П.А., 2015)

Как отправлять ФЭС в Росфинмониторинг? (Смыслов П.А., 2015)

Идентификация и изучение клиентов в ювелирной торговле: проблемы и вопросы практического применения (Смыслов П.А., 2015)

Обзорная информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015)

Готовимся к проверке прокуратуры и инспекции пробирного надзора в ювелирном магазине (Смыслов П.А., 2015)

Российское законодательство в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как элемент антикоррупционной системы в РФ (Смыслов П.А., 2015)

Очень важные сообщения. Как противодействовать нелегальным сделкам (Смыслов П.А., 2015)

Правила внутреннего контроля. Штраф 700 000 рублей: миф или реальность? (Смыслов П.А., 2015)

Примерный образец правил внутреннего контроля некредитной финансовой организации (ломбарда, микрофинансовой организации, страхового брокера, кредитного потребительского кооператива) (содержание) с изменениями от 01.03.2015 года (Смыслов П.А., 2015)

Обращение к некредитным финансовым организациям по вопросам исполнениями законодательства в сфере ПОД/ФТ в связи с новыми требованиями Банка России (Смыслов П.А., 2015 г.)

Предоставление информации в Росфинмониторинг – важнейшая обязанность ювелирных организаций (Смыслов П.А., 2015 г.)

Открытое письмо к агентствам недвижимости по вопросам исполнения ими норм законодательства в сфере ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015 г.)

Как получить 700 000 рублей штрафа за "неправильные" правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2014 г.)

Изменения в №115-ФЗ (Смыслов П.А., 2014)

Совершенствование системы внутреннего контроля лизинговой компании на основе идентификации рисков (Смыслов П.А. и др., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012–2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012 - первой половине 2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2013 г.)

Правила внутреннего контроля: практические советы по разработке правил внутреннего контроля, обновлению правил внутреннего контроля, внесению изменений в правила внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2013 г.)

Совершенствование риск-ориентированного подхода к проверкам финансовых потоков (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2013 г.)

Практические проблемы финансовой логистики: требования Росфинмониторинга и налоговых органов (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2012 г.)

О некоторых вопросах применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Смыслов П.А., Смыслов А.Г. 2011 г.)

Внутренний контроль потоков ресурсов в лизинговой компании (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2011 г.)

Законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ответы на вопросы читателей) (Смыслов П.А., Пышненко С.А. 2010 г.)

Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.);

Порядок постановки организаций на учет в Росфинмониторинг и Согласования Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.)

 

Предлагаем Вам ознакомиться со списком организаций, которые воспользовались нашими услугами по постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке Правил внутреннего контроля, согласованию Правил внутреннего контроля и другими нашими услугами по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ. Для ознакомления со списком перейдите, пожалуйста, по ССЫЛКЕ.

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя