Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

 

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

СМЫСЛОВ П.А.

"Особенности представления информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий"

(опубликовано в  журнале "Ювелирная Россия" №5 (65), 2016)

 

Сдача информации в Росфинмониторинг – одна из актуальных и сложных тем, постоянно волнующих организации и индивидуальных предпринимателей ювелирного сектора, ведь неисполнение этой обязанности грозит обернуться для них многотысячными штрафами (до 400 000 рублей).

Крайне важно обеспечить в организации и у предпринимателя процесс своевременного, корректного и полного выявления операций, подлежащих обязательному контролю с целью представления о них информации в уполномоченный орган.

Напомним читателям, что полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, установлен статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон). Чтобы понять, подлежит ли операция, совершаемая организацией или предпринимателем, обязательному контролю, необходимо сопоставить такую операцию с операциями из указанного перечня. И если выяснится, что совершаемая операция совпадает с одной из операций, указанных в ст. 6 Федерального закона, ювелирная организация или предприниматель должны будут подать о ней сведения в Росфинмониторинг. Особо отметим, что обязательному контролю со стороны ювелиров подлежат не только основные для них операции (скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), но и все прочие операции, перечисленные в указанной статье закона.

 

 

В разное время мы уже публиковали на страницах различных изданий статьи, касающиеся вопросов сдачи ювелирами информации в Росфинмониторинг, но отдельно вопрос про особенности представления информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий мы еще не освещали. А ведь договор комиссии ювелирных изделий получил широкое распространение в хозяйственных взаимоотношениях между организациями и предпринимателями ювелирной отрасли. Поэтому в настоящей статье мы подробно остановимся на порядке направления сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу об операциях, связанных со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемых в рамках договора комиссии ювелирных изделий.

Вот уже много лет среди ювелирного сообщества не утихают споры о том, нужно ли вообще «мониторить» договор комиссии или нет. По договору комиссии отчитываться нужно обязательно, причем делать это нужно было еще издавна. На этом все споры по этому вопросу можно было бы и вообще закончить, но мы объясним нашим читателям, почему договор комиссии подлежит обязательному контролю.

Напомним, что согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом – это действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

При этом указанные операции могут осуществляться сторонами как непосредственно, так и через посредников.

Согласно статье 990 Гражданского Кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

При этом действия комиссионера в рамках договора комиссии направлены исключительно на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В этой связи, операции как с денежными средствами, так и с имуществом скупки, купли – продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемые в рамках договора комиссии будут подлежать обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ, если сумма на которую они совершаются равна или превышает 600 000 рублей (так называемое пороговое значение).

Ювелиров традиционно волнует вопрос о том, кто должен представлять информацию в Росфинмониторинг по договору комиссии: комитент или комиссионер?

На этот вопрос Росфинмониторинг дал однозначный и четкий ответ в своем Информационном письме №50 от 10.02.2016 г. (обычно его называют «Юбилейное» информационное письмо Росфинмониторинга), в котором ювелирам уполномоченным органом были даны ответы на их наиболее спорные и типовые вопросы, в том числе касающиеся и договоров комиссии ювелирных изделий.

Росфинмониторинг в указанном письме отмечает, что сведения в уполномоченный орган по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером. Давайте разберемся с Вами, почему именно комиссионер, а не комитент отчитывается по договору комиссии в Росфинмониторинг.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ клиент – это физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Росфинмониторинг в своем Информационном письме №50 указал, что комиссионер оказывает услугу как комитенту по реализации имущества, так и покупателю по приобретению такого имущества. В этой связи в целях Федерального закона № 115-ФЗ клиентами по отношению к комиссионеру являются как комитент, так и покупатель.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации и предприниматели обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Таким образом, учитывая положения статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ в части определения понятия «клиента», подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, статьи 990 Гражданского Кодекса РФ сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером.

При этом комиссионер предоставляет в Росфинмониторинг сведения:

1. по факту поставки (отгрузки) товара от комитента комиссионеру;

2. по факту реализации (продажи) товара комиссионером покупателю;

3. по факту поставки (отгрузки) товара от комитента покупателю (при наличии сведений);

4. по факту перечисления денежных средств комиссионером комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар;

5. по факту получения денежных средств комиссионером от покупателя;

6. по факту перечисления денежных средств покупателем комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар (при наличии сведений).

В настоящее время сообщение об операциях, подлежащих обязательному контролю, направляется в Росфинмониторинг по форме ФЭС 1-ФМ в соответствии с Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110. Информация представляется в Росфинмониторинг с помощью личного кабинета организации на портале Росфинмониторинга или с помощью программы АРМ «Организация-М».

К большому нашему сожалению, некоторые ювелиры до сих пор неверно определяют и указывают суммы операций в сообщениях, а также не в полном объеме представляют информацию в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий, направляя информацию только лишь об отгрузках (операции с иным имуществом) или, наоборот, только об оплатах (операции с денежными средствами). А между тем, представлять сведения нужно как о поставках, так и об оплатах товара.

Напомним нашим читателям, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. В целях представления информации в Росфинмониторинг сумму в размере 600 000 рублей обычно принято называть «пороговым значением».

Предусмотренный в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ режим обязательного контроля распространяется как на операции с денежными средствами, так и на операции с имуществом.

Обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат с одной стороны – передача товара (это и есть операции с имуществом), с другой стороны – платежи за товар (это и есть операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.

В случае, если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения (600 000 рублей), каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация и предприниматель представляют сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Последующее сообщение в рамках договора (сделки) направляется, когда по следующим операциям суммы платежей и/или стоимость партий товара достигнут порогового значения.

Чтобы наглядно продемонстрировать нашим читателям, каким образом представляется информация в Росфинмониторинг по договору комиссии ювелирных изделий, приведем один простой пример.

Ювелирная организация ООО «Бриллиант» (Комитент) заключила с ювелирной организацией ООО «Ромашка» (Комиссионер), занимающейся розничной торговлей ювелирными изделиями, договор комиссии ювелирных изделий №1 от 01.08.2016 г., согласно которому ООО «Ромашка» обязалось взять на комиссию у ООО «Бриллиант» партии ювелирных изделий.

02.08.2016 г. ООО «Бриллиант» поставило ООО «Ромашка» партию ювелирных изделий по товарной накладной №1 на сумму 350 000 рублей.

04.08.2016 г. ООО «Бриллиант» поставило ООО «Ромашка» партию ювелирных изделий по товарной накладной №2 на сумму 350 000 рублей.

12.08.2016 г. ООО «Бриллиант» поставило ООО «Ромашка» партию ювелирных изделий по товарной накладной №3 на сумму 820 000 рублей.

15.08.2016 г. ООО «Бриллиант» поставило ООО «Ромашка» партию ювелирных изделий по товарной накладной №4 на сумму 200 000 рублей.

20.08.2016 г. ООО «Бриллиант» поставило ООО «Ромашка» партию ювелирных изделий по товарной накладной №5 на сумму 670 000 рублей.

Какие сообщения ООО «Ромашка» было обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с получением ювелирных изделий от ООО «Бриллиант»?

1.               Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 04.08.2016 г.[1], ООО «Ромашка» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000001 по товарным накладным №1 и №2 на общую сумму 700 000 рублей (350 000 рублей + 350 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет товарной накладной №2);

2.               Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 12.08.2016 г., ООО «Ромашка» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000002 по товарной накладной №3 на общую сумму 820 000 рублей (820 000 рублей > 600 000 рублей, сумма по товарной накладной №3 разово превысила пороговое значение);

3.               Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 20.08.2016 г., ООО «Ромашка» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000003 по товарным накладным №4 и №5 на общую сумму 870 000 рублей (200 000 рублей + 670 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет товарной накладной №5).

 

По мере реализации ювелирных изделий покупателям ООО «Ромашка» оплачивало их ООО «Бриллиант» в следующем порядке:

25.08.2016 г. ООО «Ромашка» оплатило ООО «Бриллиант» сумму в размере 150 000 рублей по платежному поручению №1;

30.08.2016 г. ООО «Ромашка» оплатило ООО «Бриллиант» сумму в размере 100 000 рублей по платежному поручению №2;

02.09.2016 г. ООО «Ромашка» оплатило ООО «Бриллиант» сумму в размере 900 000 рублей по платежному поручению №3;

05.09.2016 г. ООО «Ромашка» оплатило ООО «Бриллиант» сумму в размере 1 240 000 рублей по платежному поручению №4;

Какие сообщения ООО «Ромашка» было обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с оплатой партий ювелирных изделий?

1.     Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 02.09.2016 г., ООО «Ромашка» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000004 по платежным поручениям №1, №2 и № 3 на общую сумму 1 150 000 рублей (150 000 рублей + 100 000 рублей + 900 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет платежного поручения №3);

2.     Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 05.09.2016 г., ООО «Ромашка» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000005 по платежному поручению №4 на общую сумму 1 240 000 рублей (1 240 000 рублей > 600 000 рублей, сумма по платежному поручению №4 разово превысила пороговое значение).

Итого по вышеуказанным операциям, приведенным в примере, ООО «Ромашка» обязано направить в Росфинмониторинг пять сообщений по форме ФЭС 1-ФМ, из них три ФЭС 1-ФМ по операциям с имуществом, и два ФЭС 1-ФМ по операциям с денежными средствами.

Обратим внимание читателей на то, что если бы между ООО «Бриллиант» и ООО «Ромашка» одновременно были заключены разные договоры комиссии (к примеру, договор комиссии №1 на реализацию украшений из золота и договор комиссии №2 на реализацию украшений из серебра), то учет получения товара и осуществления оплаты за него для определения порогового значения и сдачи отчетности в Росфинмониторинг ООО «Ромашка» должно было производить по каждому договору отдельно: товарные накладные в рамках договора комиссии №1 не следует складывать с товарными накладными по договору комиссии №2, так же и платежные поручения по договору комиссии №1 не суммируются с платежными поручениями по договору комиссии №2.

Рассмотрим еще один пример. В поставленной ООО «Бриллиант» на комиссию ООО «Ромашка» партии ювелирных изделий было одно украшение стоимостью 750 000 рублей. Продав в свою очередь такое изделие покупателю ООО «Ромашка» обязано было направить в Росфинмониторинг два сообщения ФЭС 1-ФМ: одно на сумму 750 000 рублей о факте реализации товара покупателю и второе также на сумму 750 000 рублей о факте получения от покупателя денежных средств за изделие. При этом при формировании таких ФЭС 1-ФМ в качестве выгодоприобретателя указывается комитент (ООО «Бриллиант»).

Надеемся, что вышеприведенные примеры помогут организациям и предпринимателям разобраться с порядком направления ими информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий и повысят их уровень правовой культуры и грамотности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В заключение нашей статьи мы хотели бы настоятельно порекомендовать ювелирам, ознакомиться с «Юбилейным» письмом Росфинмониторинга №50, которое написано достаточно емко, подробно и доступным языком. Полагаем, что это письмо, отражающее позицию Росфинмониторинга по многим сложным для ювелиров вопросам, должно стать для них настольной книгой, используемой ими в повседневной работе.


 

[1] Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.

 

Смыслов П.А.,

специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя