Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ) и Корпоративные юристы Смысловы:

НОВОСТИ

 

Январь 24, 2013

Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо от 16.01.2013 г. №23 "О порядке представления операторами по приему платежей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу об операциях, совершенных через платежные терминалы".

Указанное письмо разъясняет порядок представления в Росфинмониторинг операторами по приему платежей сведений по переводам денежных средств на сумму, не требующую проведения идентификации (до 15 000 рублей), через платежные терминалы в случае возникновения подозрений в отношении таких операций в рамках реализации внутреннего контроля.

Росфинмониторинг: операторы по приему платежейЕдиный формат представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также об операциях, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 (далее - Инструкция).

В том числе, вышеуказанной Инструкцией определены формы представления сведений об операциях в виде электронного формализованного сообщения (СЭД) и формы 4-СПД, содержащие реквизиты, обязательные для заполнения.

При представлении сведений об операциях без заполнения таких реквизитов, сообщение не может быть принято Росфинмониторингом и будет отвергнуто.

Учитывая специфику приема платежей через платежные терминалы, вследствие которой при совершении отдельных видов операций оператор по приему платежей не располагает в полном объеме данными о плательщике денежных средств, необходимыми для формирования сообщения по форме 4-СПД (СЭД) предлагаем операторам по приему платежей руководствоваться следующим.

В листе 01 формы 4-СПД (СЭД) "Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом":

1) в реквизите 121 - "Основание совершения операции" следует указывать идентифицирующие сведения получателя услуг в платежной системе оператора по приему платежей (например: "абонентский номер телефона - указывается абонентский номер телефона"; "номер личного счета у интернет-провайдера, TV-провайдера - указывается номер личного счета у интернет-провайдера, TV-провайдера"; "номер аккаунта в системах электронных денег, on-line играх, у поставщиков услуг в сети Интернет - указывается номер аккаунта в системах электронных денег, on-line играх, у поставщиков услуг в сети Интернет"; "номер счета, выставляемого провайдером для оплаты товаров (работ, услуг) - указывается номер счета, выставляемого провайдером для оплаты товаров (работ, услуг)" и др.).

Пример заполнения реквизита 121: +7-911-222-33-44 - абонентский номер телефона МТС.

2) в реквизите 122 - "Назначение платежа" следует указывать номер документа, подтверждающего оплату;

3) в реквизите 124 - "Характеристика операции" следует указывать характер платежа (например: оплата услуг мобильной связи; оплата услуг интернет-провайдеров и IP-телефония; оплата коммерческого телевидения; пополнение электронных кошельков; оплата товаров (работ, услуг), приобретаемых для личного потребления по выставленным счетам или в порядке предоплаты; пополнение аккаунтов в on-line играх и др.).

В листе 03 формы 4-СПД (СЭД) "Сведения о плательщике по операции с денежными средствами или иным имуществом":

1) в реквизите 310 - "Код вида участника операции" указывается значение 52 - агент;

2) в реквизитах 311 - 319 следует указывать данные о платежном агенте - владельце платежного терминала;

3) в реквизите 320 - "БИК банка" указывается банковский идентификационный код участника расчетов на территории Российской Федерации (БИК) или S.W.I.F.T.BIC (или non-S.W.I.F.T.BIC) - код кредитной организации (филиала кредитной организации) - нерезидента, обслуживающей платежного агента при проведении операции;

4) в реквизите 321 - "Номер счета в банке" указывается номер специального расчетного счета, на который происходит зачисление денежных средств в обслуживающем банке;

5) в реквизите 322 - "Наименование банка (филиала)" указывается наименование кредитной организации (филиала кредитной организации), обслуживающей платежного агента при проведении операции;

6) в реквизитах 330 - 335 следует указывать данные о местонахождении платежного агента;

7) в реквизитах 340 - 345 следует указывать данные о местонахождении платежного терминала.

Росфинмониторинг обращает внимание, что предлагаемый порядок формирования сообщения об операции будет распространяться только на сообщения, направляемые операторами по приему платежей (код вида организации - 160) при осуществлении операции по переводам денежных средств на сумму, не требующую проведения идентификации (до 15 000 рублей), через платежные терминалы, когда в отношении такой операции имеются подозрения об ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (код операции - 6001).

Тест письма доступен в разделе Информация нашего сайта, а также по этой ССЫЛКЕ.

 

* * *

 

Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо от 17.01.2013 г. №24, касающееся изменения порядка предоставления информации поднадзорным организациям Росфинмониторинга.

Согласно текста этого письма с 1 февраля 2013 года доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и информации об изготовлении комплекта АРМ "Организация" и подключении к серверу приема информации Росфинмониторинга будет осуществляться только с помощью Личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Портал) по адресу https://portal.fedsfm.ru/.

Для первичной авторизации в личном кабинете на Портале используется:

- логин: для юридических лиц - ИНН и КПП (слитно, без пробела), для физических лиц - ИНН;

- пароль: для организаций, имеющих АРМ "Организация" - системное имя организации (первые пять цифр, указанные на ключевой дискете в правом нижнем углу), для организаций, не имеющих АРМ "Организация" - учетный номер организации в Росфинмониторинге.

После успешной первичной авторизации необходимо изменить пароль доступа к личному кабинету.

По адресу portal@fedsfm.ru принимаются вопросы, касающиеся технической поддержки пользователей Личных кабинетов Портала Росфинмониторинга.

 

Росфинмониторинг: официальный сайт

 

Тест письма доступен в разделе Информация нашего сайта, а также по этой ССЫЛКЕ.

 

* * *

 

ПОД/ФТ кредитными организациямиЦБ РФ опубликовал информационное письмо от 28.12.2012 №21 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России".

1. Следует ли относить к подлежащим обязательному контролю в соответствии с абзацем пятым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) операции, совершаемые платежными агентами и банковскими платежными агентами в рамках оказания услуг по переводу денежных средств?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона к операциям, подлежащим обязательному контролю, относятся переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента, при условии, что сумма такой операции равна или превышает 600 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Буквальное прочтение указанной нормы Федерального закона позволяет сделать вывод, что обязательному контролю будет подлежать операция по переводу денежных средств, осуществляемому некредитной организацией по поручению клиента, совершаемая на равную или превышающую установленную Федеральным законом сумму.

Порядок осуществления перевода денежных средств установлен Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон №161-ФЗ).

В частности, пунктом 12 статьи 3 Федерального закона №161-ФЗ, вступившим в силу 29.12.2011, определено, что переводом денежных средств являются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. При этом Федеральным законом N 161-ФЗ ограничен перечень субъектов, которым предоставлено право осуществлять переводы денежных средств. В соответствии с нормами статьи 11 Федерального закона N 161-ФЗ операторами по переводу денежных средств являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", которая в соответствии с положениями Федерального закона от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О Банке Развития" не является кредитной организацией.

Также не являются кредитными организациями организации федеральной почтовой связи, которые оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи".

Платежные агенты в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оказывают услуги по приему платежей, а банковские платежные агенты участвуют в приеме платежей в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ. При этом платежные агенты и банковские платежные агенты не являются операторами по переводу денежных средств и не осуществляют деятельность по переводу денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что, поскольку платежные агенты и банковские платежные агенты не осуществляют переводы денежных средств, совершаемые ими в рамках оказания услуг по переводу денежных средств операции формально не являются операциями, подлежащими обязательному контролю в соответствии с абзацем пятым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона.

2. Применимо ли Положение Банка России от 19.08.2004 №262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение №262-П) в случае привлечения кредитной организацией на основании пункта 1.5 статьи 7 Федерального закона банковского платежного агента к проведению идентификации клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств?

В соответствии с пунктом 1.5 статьи 7 Федерального закона кредитная организация вправе поручать на основании договора, в частности банковскому платежному агенту, проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.

Полагаем, что при проведении идентификации банковским платежным агентом на основании пункта 1.5 статьи 7 Федерального закона возможно исходить из подходов, определенных Положением N 262-П.

3. Федеральным законом от 20.07.2012 №121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", вступившим в силу 21.11.2012, в перечень подлежащих обязательному контролю операций включены операции по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, совершаемые на сумму, равную или превышающую 200 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте (пункт 1.2 статьи 6 Федерального закона). Операции каких некоммерческих организаций следует рассматривать в качестве подлежащих обязательному контролю на основании пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона?

В Федеральном законе отсутствуют нормы, содержащие указание на то, что обязательному контролю подлежат операции некоммерческих организаций, созданных в определенных формах (например, в отношении операций, совершаемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента). Следовательно, требование пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона распространяется на указанные в нем операции любых некоммерческих организаций.

В целях применения нормы, установленной пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона, кредитной организации следует руководствоваться определениями некоммерческих организаций, сформулированными в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьях 5 и 10 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ "Об общественных объединениях".

4. Подлежат ли обязательному контролю на основании абзаца 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операции по пополнению наличными денежными средствами уже открытого вклада (депозита) в пользу третьего лица, совершаемые на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей?

В соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операция по открытию вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

Поскольку в упомянутой норме права операция, указанная в абзаце третьем подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, непосредственно увязана с открытием вклада (депозита), следует признавать, что в данной норме речь идет о первоначальном платеже в момент открытия вклада (депозита), а не о пополнении уже открытого вклада (депозита).

Таким образом, операции по пополнению наличными денежными средствами уже открытого вклада (депозита) в пользу третьего лица на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, формально не являются операциями, подлежащими обязательному контролю в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников кредитной организации на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта кредитная организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 данного Федерального закона.

5. В соответствии с Положением Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П) кредитные организации при формировании и представлении в уполномоченный орган ОЭС в полях SD0, SD1, SD2, SD3, SD4, AMR_S0, AMR_S1, AMR_S2, AMR_S3, AMR_S4, ADRESS_S0, ADRESS_S1, ADRESS_S2, ADRESS_S3, ADRESS_S4 обязаны указывать сведения о кодах ОКПО <1>, ОКАТО <2> своих клиентов (далее - коды).

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор предприятий и организаций.

<2> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления.

--------------------------------

Вместе с тем, как показывает практика, клиенты кредитных организаций в большинстве случаев не имеют возможности представить сведения о кодах ввиду отсутствия обязанности у органов государственной статистики предоставлять юридическим лицам такие сведения.

Вправе ли кредитные организации в целях заполнения полей SD0, SD1, SD2, SD3, SD4, AMR_S0, AMR_S1, AMR_S2, AMR_S3, AMR_S4, ADRESS_S0, ADRESS_S1, ADRESS_S2, ADRESS_S3, ADRESS_S4 ОЭС использовать сведения, содержащиеся в открытом информационном WEB-ресурсе Федеральной службы государственной статистики?

При заполнении полей SD0, SD1, SD2, SD3, SD4, AMR_S0, AMR_S1, AMR_S2, AMR_S3, AMR_S4, ADRESS_S0, ADRESS_S1, ADRESS_S2, ADRESS_S3, ADRESS_S4 ОЭС в соответствии с Положением N 321-П кредитные организации вправе использовать сведения, содержащиеся в информационном ресурсе статистического регистра на сайте Федеральной службы государственной статистики: http://www.gmcgks.ru/webstatreg/.

Информационный ресурс содержит сведения по каждому юридическому лицу, прошедшему государственную регистрацию на территории Российской Федерации, с указанием присвоенных ему кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля.

Тест письма доступен в разделе Информация нашего сайта, а также по этой ССЫЛКЕ.

24.01.2013

 

 

Перейти в раздел Новости

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя