Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

 

Обзорная информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(источник: письмо Южного главного управления Банка России от 02.09.2015 г., текст письма воспроизведен на сайте www.smyslovy.ru 12.09.2015 г.)

 

К нам в распоряжение часто попадают очень интересные и полезные документы по ПОД/ФТ, распространяемые надзорными и государственными органами (Росфинмониторингом, Пробирной палатой, ЦБ и т.д.), в которых изложена их позиция по применению антиотмывочного законодательства.

Мы решили поделиться с читателями нашего сайта информацией о типичных нарушениях и недостатках, выявленных Южным главным управлением Банка России у организаций при разработке правил внутреннего контроля, и изложенных им в письме, распространенном среди руководителей некредитных финансовых организаций в сентябре 2015 года.

Считаем, что требования к ПВК, нижеизложенные в позиции Южного главного управления Банка России, справедливы для организаций, расположенных и в иных регионах нашей страны.

Напоминаем Вам, что мы уже много лет работаем в сфере финансового мониторинга и разрабатываем правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ). При подготовке правил мы среди многих факторов учитываем в т.ч. и региональные требования отдельных надзорных органов, поэтому правила внутреннего контроля наших клиентов всегда проходят успешную проверку и высоко ценятся проверяющими органами.

 

_______________________________________________________________________

 

начало письма ЦБ

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России)

Южное главное управление

350000, г. Краснодар, ул. им. Кондратенко Н.И., 12

от 02.09.2015

О выполнении законодательства в сфере ПОД/ФТ

 

Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации для сведения и руководства в работе доводит обзорную информацию о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК), разрабатываемых в рамках реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). Нижеуказанную информацию необходимо учесть при разработке и последующей актуализации ПВК.

В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 года Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 445-П) организация системы ПОД/ФТ и ПВК, применяемые НФО на день вступления в силу Положения № 445-П, подлежали приведению в соответствие с требованиями указанного Положения в срок до 01.06.2015 года.

Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации выборочно были запрошены и рассмотрены ПВК у ряда НФО на предмет соответствия их действующему законодательству и нормативным актам Банка России. При этом установлено следующее.

1. В ПВК упоминаются нормативные акты, в соответствии с требованиями которых они ранее разрабатывались, либо в тексте сохраняются описания отдельных процедур в соответствии с данными документами. Основным таким документом является постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 года. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 667). В связи с чем, обращаем внимание, что действие постановления Правительства №667 с 22.04.2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 №342 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не распространяется, в том числе на страховые организации, указанные в абзаце четвертом части первой статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, страховых брокеров, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды.

2. Положения, включенные в программы ПBK, содержат общие типовые формулировки, не раскрывающие практических механизмов их реализации применительно к особенностям организации (структуре, функциям сотрудников, клиентской базе и так далее). Зачастую организации лишь фиксируют в ПВК требования Федерального закона № 115-ФЗ без разработки и описания действий на практике и распределения соответствующих функций между сотрудниками. Такого вида изложение является формальным подходом и противоречит требованиям пункта 1.4. Положения Банка России № 445-П, в соответствии с которым ПВК разрабатываются НФО в соответствии с учетом особенностей вида и масштаба её деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых НФО клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3. Отмечены случаи смыслового искажения или сокращения формулировок требований Федерального закона № 115-ФЗ при переносе их в контекст ПВК.

4. Имеет место неверное понимание либо неуместное обобщение различных понятий законодательства в области ПОД/ФТ, например таких как: операция, подлежащая обязательному контролю/необычная сделка; блокирование (замораживание)/приостановление операции. В связи с чем, в правилах отмечены случаи объединения процедур внутреннего контроля для указанных понятий без учёта их фактического различия. Анализ таких ПВК позволяет сделать вывод о том, что организация не имеет целостного понимания требований и обязанностей, возникающих в процессе реализации Федерального закона № 115-ФЗ.

5. Структура ПВК имеет «размытый» характер, не содержит чёткого и последовательного описания предусмотренных программ и порядков, также установлены случаи, когда названия программ не соответствуют по смыслу описываемым в них процедурам. Установлено дублирование однородного текста в разных частях IIBK. В связи с чем, рекомендуем при разработке ПВК придерживаться структуры и последовательности изложения программ и порядков согласно Положению №445-П. Кроме того, рекомендуем в составе ПВК предусматривать наличие оглавления (содержания).

6. В ходе описания практических действий, осуществляемых НФО в рамках процедур внутреннего контроля, не указывается конкретное лицо (должность), ответственное в организации за их реализацию.

Одновременно обращаем внимание на исполнение пункта 1.10 Положения № 445-П, согласно которому ПВК должны приводиться в соответствие с требованиями законодательства в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон №115-ФЗ, если иное не установлено соответствующим федеральным законом.

Кроме того, учитывая, что в соответствии с Положением № 445-П требования, предъявляемые к ПВК, зависят от отнесения/неотнесения НФО к критериям малого или микропредприятия, рекомендуем указанную информацию о виде НФО фиксировать в ПВК.


Заместитель начальника                                                                              А.В. Храпунова

 

 

конец письма ЦБ

_______________________________________________________________________

 

Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя