Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

 

Смыслов П.А. информация о недостатках и нарушениях, допущенных организациями при разработке правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, и о нарушениях, допущенных организациями при реализации ПВК по ПОД/ФТ, выявленные в ходе надзорной деятельности в 2016 году

 

(источник: письмо Южного главного управления Банка России, Отделение по Ставропольскому краю, от 31.10.2016 г., текст письма воспроизведен на сайте www.smyslovy.ru 12.12.2016 г.)

 

К нам в распоряжение часто попадают очень интересные и полезные документы по ПОД/ФТ, распространяемые надзорными и государственными органами (Росфинмониторингом, Пробирной палатой, ЦБ и т.д.), в которых изложена их позиция по применению антиотмывочного законодательства.

Мы решили поделиться с читателями нашего сайта информацией о типичных нарушениях и недостатках, выявленных Южным главным управлением Банка России (Отделение по Ставропольскому краю) у организаций при разработке правил внутреннего контроля и их реализации, и изложенных им в письме, распространенном среди руководителей некредитных финансовых организаций в октябре-ноябре 2016 года.

Считаем, что требования к ПВК, нижеизложенные в позиции Южного главного управления Банка России, справедливы для организаций, расположенных и в иных регионах нашей страны.

Напоминаем Вам, что мы уже много лет работаем в сфере финансового мониторинга и разрабатываем правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ). При подготовке правил мы среди многих факторов учитываем в т.ч. и региональные требования отдельных надзорных органов, поэтому правила внутреннего контроля наших клиентов всегда проходят успешную проверку и высоко ценятся проверяющими органами.

 

_______________________________________________________________________

 

начало письма ЦБ

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России)

Южное главное управление

Отделение по Ставропольскому краю

350035, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 286

www.cbr.ru эл. адрес: 070ffice@cbr.ru телефон:

(8652) 22-47-20, факс: 35-18-16

Личный кабинет

 

Без досылки бумажного экземпляра

Руководителям некредитных финансовых организаций, зарегистрированных на территории Ставропольского края (по списку)

 

О выполнении законодательства в сфере ПОД/ФТ

 

Отделение Ставрополь в дополнение к ранее направленной информации (письмо от 07.10.2016 № Т307-27-60/13489) направляет для использования в практической работе информацию о типичных нарушениях законодательства и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ[1], допущенных НФО[2] , а также о недостатках, выявленных в ходе надзорной деятельности в 2016 году. Предлагаем использовать представленную информацию при анализе текущего состояния организации и осуществления внутреннего контроля с целью выявления рисков, которые могут привести к указанным типичным нарушениям и недостаткам.

 

 

Источник материала: Письмо Южного главного управления Банка России (Отделение по Ставропольскому краю) от 31.12.2016 (нажмите, чтобы увеличить)

 

1.     Нарушения и недостатки, допущенные НФО при разработке ПВК[3]:

1) не включение отдельных программ, процедур, положений и порядков, требования к наличию которых установлены Положением Банка России № 445-П[4], в том числе:

-  программы организации системы ПОД/ФТ;

- программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

-  программы, определяющей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

-   программы организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;

-   положений о принимаемых некредитной финансовой организацией мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1. пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ[5];

-   методики выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

-   порядка присвоения, порядка и сроков пересмотра степени (уровня) риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

-   порядка учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядка проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения данных мероприятий;

- положений о сроках принятия решений о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной, а также порядка фиксирования принятого решения;

-  порядка информирования (при необходимости) руководителя НФО о выявлении операции, подлежащей обязательному контролю, и подозрительной операции;

- положений о мерах, которые применяются некредитной финансовой организацией исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции;

- порядка учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень организаций и физических лиц[6];

-  порядка информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки;

-  порядка информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4. Федерального закона №115- ФЗ;

-  порядка прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у некредитной финансовой организации информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента;

- положений о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированных с учетом программы управления риском и программы выявления операций, а также специфики деятельности некредитной финансовой организации;

-  порядка дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

-  не включение отдельных функций СДЛ[7], определенных пунктом 2.10. Положения Банка России № 445-П;

2) положения и порядки, включенные в программы ПВК, содержали общие типовые формулировки, не раскрывающие практических механизмов их реализации применительно к особенностям организации (структуре, функциям сотрудников, клиентской базе и так далее). Зачастую организации лишь фиксировали в ПВК требования Федерального закона № 115-ФЗ без разработки и описания действий на практике и распределения соответствующих функций между сотрудниками. Такого вида изложение является формальным подходом и противоречит требованиям пункта 1.4. Положения Банка России № 445-П;

3)  искажение смысла, неполное изложение требований Федерального закона № 115-ФЗ.

 

2.  Нарушения, допущенные НФО при реализации ПВК:

1)   невыполнение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ о необходимости не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Указанием Банка России №3484-У[8];

2)    нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ об обновлении не реже одного раза в год информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах;

3)    не соблюдение требований пункта 2.6. Положения Банка России № 445-П об информировании в письменной форме территориального учреждения Банка России, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью НФО в сфере ПОД/ФТ, о назначении ответственного сотрудника по ПОД/ФТ в течение трех рабочих дней со дня назначения такого сотрудника (с указанием фамилии, имени, отчества, должности и контактных данных ответственного сотрудника (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона));

4)     нарушение требований пункта 2,2. Положения Банка России № 444-П[9] об использовании при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, при обновлении сведений, информации об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, размещенной на сайтах органов исполнительной власти в сети «Интернет»;

5)    невыполнение требований пункта 2.5. Положения Банка России № 444-П о фиксировании сведений о клиенте, представителе клиента, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе, в объеме, предусмотренном Приложениями 1-3 к Положению Банка России № 444-П;

6) нарушение требований пункта 3.5. Указания Банка России № 3471-У[10] в части несоблюдения сроков прохождения СДЛ повышения квалификации (планового инструктажа);

7) нарушение требований пункта 3.4. Указания Банка России №3471-У о проведении целевого (внепланового) инструктажа с сотрудниками НФО при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;

8) невыполнение требований пункта 4.6. Указания Банка России №3471-У о хранении в личных делах сотрудников некредитных финансовых организаций документов (либо их копий), свидетельствующих о прохождении обучения по ПОД/ФТ;

9) установлены факты назначения СДЛ, квалификация которых не соответствовала требованиям, установленным нормативными актами, действовавшими на момент их назначения.

Одновременно, Отделение Ставрополь информирует, что невыполнение вышеуказанных требований законодательства, а также нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также влечет реализацию Банком России полномочий, определенных статьей 76.5. Федерального закона № 86-ФЗ[11]


 

[1] Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

[2] Некредитная финансовая организация

[3] Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

[4] Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[5]  Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[6]  Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

[7] Специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК

[8] Указание Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[9] Положение Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[10] Указание Банка России от 05.12.2014 №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»

[11] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

 

Заместитель начальника                                                                              А.В. Храпунова

 

 

конец письма ЦБ

_______________________________________________________________________

 

Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя