Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

СМЫСЛОВ П.А., смыслов а.г.:

Порядок постановки ОРГАНИЗАЦИЙ на учет в Росфинмониторинг И Согласования Правил внутреннего контроля

(опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 01.04.2008 г.)

Нажмите здесь, чтобы скачать документ в формате MS Word

 

За последние несколько лет многие агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы[1] при осуществлении своей деятельности столкнулись с контролем со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (сокращенно - Росфинмониторинг, в деловых кругах чаще именуемой - «финансовая разведка»), являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обычно «знакомство» юридического лица с Росфинмониторингом начинается с визита в организацию сотрудников федеральной службы, проводящих проверку. И первое, на что обращают внимание проверяющие – это факт постановки организации на учет в межрегиональный орган Федеральной службой по финансовому мониторингу и наличие в организации так называемых «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласованных с Росфинмониторингом. Такой интерес проверяющих возникает неспроста: ведь огромное количество агентств недвижимости, ломбардов, лизинговых компаний, а также организаций, содержащих тотализаторы и букмекерские конторы, даже и не догадываются о том, что должны давным-давно встать на учет в межрегиональный орган Федеральной службой по финансовому мониторингу и согласовать с ним Правила внутреннего контроля.

Из-за такого вот банального отсутствия у руководства юридического лица сведений о законодательстве в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливающего к организации требования по ее постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке и согласованию Правил внутреннего контроля, проверяемая организация может быть привлечена к административной ответственности.

Административные штрафы за неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля весьма высоки. Так, в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ на должностные лица организации-нарушителя за указанные правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на само юридическое лицо - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или применено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.Противодействие финансированию терроризма

Итак, что нужно юридическому лицу предпринять, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг, разработать и согласовать с ним Правила внутреннего контроля?

По закону агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании, а также организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, должны встать на учет в Росфинмониторинг в течение 30 дней с даты государственной регистрации юридического лица. Что делать, если с момента государственной регистрации прошло уже много времени, и Вы только что узнали о необходимости постановки Вашей организации на учет? Ответ простой: несмотря на уже имеющее место с Вашей стороны административное правонарушение все равно встать на учет. Благодаря отработанному нами эксклюзивному механизму постановки на учет в территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу большого количества разнообразных организаций ни один наш клиент не был привлечен к административной ответственности, даже не смотря на то, что на учет он вставал спустя годы с момента его государственной регистрации. Конечно, непрофессиональный подход к подготовке документов, игнорирование опыта специалистов таких гарантий дать не могут. Так что лучше поздно, чем никогда.

Для постановки на учет организация должна представить в межрегиональный орган Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление о постановке на учет (по отработанной нами форме), подписанное руководителем и заверенное печатью, а также специальную карту постановки на учет. Подпись руководителя организации на этой карте должна быть удостоверена нотариально. Однако следует учитывать, что нотариусы не обладают практическими навыками правильного заверения Карты учета и здесь есть опасность сделать существенные ошибки, которые могут привести организации, пытающиеся самостоятельно решить проблему, к существенным, а может быть и непоправимым ошибкам и издержкам. Речь идет о том, что нотариуса к этой процедуре нужно специально подготовить.

Далее заявление о постановке на учет и Карту учета необходимо представить в межрегиональное управление Федеральной службой по финансовому мониторингу[2].

Получив Ваши документы, Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления пакета документов. Уведомление о принятии соответствующего решения вручается представителю организации под расписку (эту случается крайне редко, например, в случае, если Вас после выявления факта административного правонарушения вызвали «на ковер» в Росфинмониторинг) или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (чаще практикуется именно этот способ).

Благодаря  отработанному нами эксклюзивному механизму постановки на учет не было ни одного случая, когда кого-нибудь из наших клиентов не поставили на учет.

Если в процессе своей деятельности у организации изменятся сведения, которые она указывала в карте постановки на учет, о них в течение пяти дней необходимо сообщить в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Для этого нужно написать заявление с просьбой принять изменения (по отработанной нами форме) и вновь заполнить Карту учета, но уже проставив в поле «Вид карточки» цифру «2» (измененная). Затем все это отправляется по почте в Росфинмониторинг. На этот раз из Росфинмониторинга уже не приходит никаких уведомлений о принятии изменений, достаточно будет получить почтовое уведомление, через какое-то время позвонить в межрегиональное управление по телефону и спросить, все ли в порядке (совет основывается на практическом опыте).

Противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путемЕсли Ваш бизнес идет плохо и Вы решили ликвидировать организацию или изменить профиль ее деятельности, не забудьте направить в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление (по отработанной нами форме) о снятии ее с учета.

Одновременно с вышеописанным процессом постановки организации на учет, целесообразно начать процесс разработки и согласования с Росфинмониторингом Правил внутреннего контроля. Требование о разработке Правил внутреннего контроля устанавливается п.2 ст. 7 ФЗ №115 от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». На основании Правил внутреннего контроля организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать информацию о своих клиентах и проводимых с ними операциях. Правила внутреннего контроля – структурно сложный документ, содержащий совокупность различных Программ, направленных на соблюдение и реализацию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с нормативными требованиями, Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организаций в течение 1 месяца со дня государственной регистрации юридического лица, после чего представляются на согласование в межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Перед тем как отправлять разработанные Правила внутреннего контроля на согласование следует обратить особое внимание на требования, которые предъявляется к их оформлению. Во-первых, титульный лист этого документа должен содержать полное наименование организации, наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя организации, утвердившего Правила, его подпись, оттиск печати организации и дату утверждения. Во-вторых, каждый экземпляр Правил (всего необходимо два экземпляра правил) должен быть прошит и пронумерован, а на оборотной стороне последнего листа делается надпись о количестве листов (цифрами и прописью)[3],  которая подтверждается подписью специально уполномоченного должностного лица, ответственного за соблюдение правил, с расшифровкой подписи и указанием должности, а также даты проставления подписи. Подпись должна быть заверена печатью организации. К Правилам внутреннего контроля необходимо приложить заявление о согласовании правил (пишется в произвольной форме), в котором необходимо обязательно указать ИНН организации (является нормативным требованием) и магнитный носитель, содержащий текст Правил внутреннего контроля. Затем весь пакет документов в течение 5 рабочих дней с даты утверждения правил должен быть представлен на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Процесс представления правил в Росфинмониторинг точно такой же, как и вышеописанный процесс представления заявления о постановке на учет и Карточки учета. Не забудьте, что при отправке документов на почте необходимо оформить заказное письмо и заполнить уведомление о вручении.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг обязан в течение 15 дней рассмотреть заявление о согласовании Правил внутреннего контроля, после чего согласовать правила, либо направить письмо, содержащее мотивированный отказ в согласовании правил.

Отказ в согласовании представленных документов может быть лишь в двух случаях[4]:

а) не представлен полный комплект требуемых документов;

б) представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При самостоятельной подготовке документов отказ вполне закономерен, так как надлежащего опыта у Вас нет. Естественно, от этого Вы не застрахованы. Если к Вам применят штрафные санкции, в размерах, о которых мы написали выше, не отчаивайтесь. Все таки, организации, о которых идет речь, не такие и бедные. Можем Вас заверить, что эти санкции применят только один раз. Обычно в отказе четко написано, что нужно добавить в правила, как сформулировать то или иное положение документа. Исправьте все указанные в полученном письме замечания Росфинмониторинга и заново отправьте весь пакет требуемых документов, т.е. 2 экземпляра исправленных Правил внутреннего контроля, новое заявление и магнитный носитель, содержащий исправленные Правила.

В случае положительного решения межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу о согласовании Правил внутреннего контроля, Вам вернут один экземпляр Правил с отметкой о согласовании.

П.А. Смыслов, к.э.н. А.Г. Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

Внимание! С конца 2011 г. согласование Правил внутреннего контроля больше не требуется. Однако наличие Правил внутреннего контроля в организациях, указанных в ст. 5 ФЗ №115 от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязательно!

 


[1] В нашей статье мы поднимаем вопрос лишь об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Полный перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, попадающих под действие законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, приведен в статье 5 ФЗ №115 от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[2] В межрегиональном управлении Росфинмониторинга по центральному федеральному округу (109028 г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д.2/1стр.1) обычно используется практика принятия документов по почте, т.е. Ваш личный визит со всем пакетом документов в здание федеральной службы не принесет никакого результата: Вас все равно отправят на почту. Не забудьте, что при отправке документов с почты необходимо оформить заказное письмо и заполнить уведомление о вручении (это, кстати, является нормативным требованием).

[3] Включая приложения к Правилам.

[4] Оба случая, как правило, следствие непрофессионализма.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя