Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

 

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

Правила внутреннего контроля, постановка на учет в РосфинмониторингВнимание! Мы давно и успешно консультируем по вопросам организации внутреннего контроля по ПОД/ФТ, постановки на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Разработаем Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ) для различных видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Организуем получение ЭЦП для направления отчетности в Росфинмониторинг, прохождение обучения (целевых инструктажей и повышения уровня знаний) в сфере ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте в разделе Услуги.

 

 

СМЫСЛОВ П.А.

"Юбилейное письмо" Росфинмониторинга №50 отменяется? история о «без вины виноватом» ювелире

(опубликовано в ЭКСПО-Ювелир №4(103), 2016)

 

10.02.2016 г. вышло "Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50, которое было посвящено ювелирным организациям и предпринимателям и в котором уполномоченный орган разъяснил им вопросы применения законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Огромная роль этого долгожданного письма заключалось в том, что оно было направлено на формирование надзорными органами и ювелирами единообразной практики в вопросах представления информации в Росфинмониторинг. Отсутствие официальной письменной позиции Росфинмониторинга по этим вопросам приводило на практике к тому, что ювелиры старались перестраховаться и направить в уполномоченный орган как можно больше сообщений, даже в тех случаях, когда этого и не нужно было делать, чтобы их не обвинили сотрудники инспекций пробирного надзора или прокуратуры в неполном предоставлении отчетности с последующим наложением на организацию и должностное лицо многотысячного штрафа.

Одним из важных вопросов, рассмотренных в указанном письме, был вопрос о том, кто должен представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ: продавец или покупатель.

Напомним нашим читателям позицию Росфинмониторинга по этому вопросу, изложенную в п. 6 Информационного письма Росфинмониторинга от 10.02.2016 №50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли»:

«В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация (индивидуальный предприниматель) обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Вместе с тем полагаем, что приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не влечет для них обязанности в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку выступая в качестве покупателя в рамках купли – продажи ювелирных изделий они являются клиентом по отношению к продавцу.

Учитывая изложенное, сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли – продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.»

Это было очень важное разъяснение, которое существенно облегчило жизнь многим ювелирам, согласно которому по договору купли-продажи (поставки) ювелирных изделий отчеты направляли только продавцы (поставщики) ювелирных изделий, а покупатели не отчитывались.

Между тем, 5 сентября 2016 года суд Пензенский областной суд не согласился с вышеуказанными доводами Росфинмониторинга и вынес судебный акт по делу №4а-437/2016, в котором оставил в силе постановление мирового судьи от 28.01.2016 г., который привлек к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей индивидуального предпринимателя, выступающего в рамках договора поставки в роли покупателя и не направлявшего отчеты в Росфинмониторинг о фактах получения товара и его оплаты. Предприниматель при обжаловании постановления в свою защиту прикладывал в материалы дела информационное письмо Росфинмониторинга №50. Но районной суд и суд высокой инстанции не дали ему совершенно никакой оценки. Пензенский областной суд посчитал несостоятельными доводы предпринимателя, основывавшиеся на позиции Росфинмониторинга, о том, что он не является субъектом по вменяемому ему составу правонарушения

Этот опасный прецедент поставил под угрозу положения, раскрытые Росфинмониторингом в своем «юбилейном» письме и сделал уязвимым положение многих организаций и предпринимателей ювелирного сектора.

 

 

Однако, нам хотелось бы все же успокоить наших читателей. Во-первых, мы надеемся, что это судебное решение так и останется прецедентом и не перерастет в судебную практику. Этот прецедент – скорее показатель того, что сотрудники прокуратуры, участвовавшие в деле, и судьи, его рассматривавшие, попросту не разобрались в сложном хитросплетении норм Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма».

Во-вторых, со своей стороны мы уже обратили внимание на этот прецедент непосредственно сам Росфинмониторинг и представителей инспекций пробирного надзора. Инспекторы ГИПН, с которыми мы обсуждали вышеуказанный случай, подтвердили нам, что это не повод для тревоги у ювелиров, т.к. инспекторы придерживаются позиции Росфинмониторинга, изложенной в письме №50. Также, напомним нашим читателям, что это письмо было согласовано с Федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

На страницах книги автора настоящей статьи «Финансовый мониторинг и ПОД/ФТ: просто о сложном для ювелиров и не только», которая вышла в свет в этом году, также были описаны случаи, когда из-за незнаний норм антиотмывочного законодательства сотрудниками прокуратуры страдали ни в чем не повинные предприниматели. Так, сотрудники одной из районных прокуратур в 2015 году проверив деятельность индивидуального предпринимателя, вынесли ему представление об устранении нарушения законодательства по ПОД/ФТ, считая в качестве нарушения исполнение предпринимателем, у которого не было высшего юридического или экономического образования, функций специального должностного лица. Напомним, что действующим уже в то время законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 №492) таких требований к индивидуальном предпринимателям уже не предъявлялись: они распространялись только на юридические лица.

В заключение настоящей статьи мы хотели бы пожелать нашим читателям, чтобы проверки по ПОД/ФТ в отношении них проводились бы как можно реже. Залогом этого служит, конечно же, полное и корректное выполнение норм законодательства по финансовому мониторингу. Ну а если проверка все же неизбежна, желаем нашим читателям пройти ее с наименьшими потерями.

Напомним, что об основных обязанностях ювелиров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, наши читатели могут узнать из книги Павла Александровича Смыслова «Финансовый мониторинг и ПОД/ФТ: просто о сложном для ювелиров и не только», а также на проводимых им очных и дистанционных целевых инструктажах и повышениях уровня знаний в учебном центре МУКПЦФМ.

Скачать верстку статьи можно ТУТ.

 

Смыслов П.А.,

специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 

* * *
 

Наши услуги в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

Оказываем услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Оказываем услуги по постановке организаций на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Проводим обязательное обучение по ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Кроме того, оказываем консультации по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

А также оказываем услуги по по получению и установке электронной цифровой подписи для предоставления отчетности в Росфинмониторинг (по формам ФЭС, ранее 4-СПД). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Если Вас интересуют наши вышеуказанные услуги просим Вас связаться с нами по телефону:

+7 (903) 686-31-87

Контактное лицо по вопросам Правил внутреннего контроля и организация внутреннего контроля Смыслов Павел Александрович.

 - Мы в контакте (форум по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, вопросы эксперту по финансовому мониторингу)

 

Дополнительные наши статьи по этой теме:

Запрос по ПОД/ФТ как инструмент для самопроверки (Смыслов П.А., 2017)

Отказы в целях ПОД/ФТ: «волчий билет» пайщика? (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или нормы в сфере ПОД/ФТ «что дышло, куда повернет, туда и вышло» (Смыслов П.А., 2017)

«Опять двадцать пять: И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ" (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или история о правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ ювелирной компании и некомпетентном проверяющем (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и другие вопросы: на что обратить внимание при подготовке ответов в Банк России (Смыслов П.А., 2017)

Банк России напоминает автоломбардам: заложенный автомобиль должен находиться в ломбарде, а не у залогодателя  (Смыслов П.А., 2017)

ПВК по ПОД/ФТ некоторых организаций не прошли проверки из-за статьи 6.1 115-ФЗ (Смыслов П.А., 2017)

Материнский капитал и ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2017)

В Новый год с новыми анкетами по идентификации (Смыслов П.А., 2017)

Типовые правила внутреннего контроля больше разрабатывать не будут (Смыслов П.А, 2017)

Полно и корректно исполняете закон? Вас все равно могут наказать! История о «без вины виноватом» ломбарде или о том как некоторые представители надзора не принимают во внимание при проверках НФО нормативные акты Банка России (Смыслов П.А., 2017)

Результаты проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году (Смыслов П.А., 2017)

Основные обязанности по финансовому мониторингу организаций и предпринимателей, работающих с часами из драгоценных металлов и камней (Смыслов П.А., 2017)

Какие 26 видов документов по ПОД/ФТ у Вас может запросить внезапная выездная проверка Банка России. Чуть более пяти часов отведено организации на предоставление документов по ПОД/ФТ (Смыслов П.А, 2017)

Частая сдача информации в уполномоченный орган о результатах проверки клиентов по перечню Росфинмониторинга теперь нарушение? (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля со всеми последними изменениями 2017 года: к вопросу о сроках и необходимости обновлений (Смыслов П.А., 2017)

Вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество" - новые сервисы в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга у ювелиров и операторов радиоподвижной связи (Смыслов П.А., 2016)

Информация о недостатках и нарушениях, допущенных организациями при разработке правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, и о нарушениях, допущенных организациями при реализации ПВК по ПОД/ФТ, выявленные в ходе надзорной деятельности в 2016 году (Смыслов П.А., 2016)

Кому выгодна паника среди ювелиров и почему ювелирам необходимо придерживаться позиций Росфинмониторинга (Смыслов П.А., 2016)

Особенности представления информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Борьба с коррупцией в российских компаниях (Смыслов П.А., 2016)

Какой способ отправки сообщений в Росфинмониторинг выбрать ювелирам?  (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное письмо" Росфинмониторинга №50 отменяется? (Смыслов П.А, 2016)

Новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ для ювелиров, риелторов, лизинга, факторинга, операторов платежей осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Новые ПВК по ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Агентство недвижимости и Росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю? (Смыслов П.А., 2016)

Какие 53 документа запросит Банк России на проверку у некредитной финансовой организации (Смыслов П.А., 2016)

Что проверит Банк России по ПОД/ФТ в ломбарде? (Смыслов П.А., 2016)

Какие документы по ПОД/ФТ может запросить Банк России (Смыслов П.А., 2016)

Как ювелирам определить деловую репутацию клиента в рамках ПОД/ФТ? (Смыслов П.А., 2016)

Об Информационном сообщении Росфинмониторинга от 5 мая 2016 года «О типовых ошибках при разработке ПВК по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2016)

Особенности предоставления информации в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Проблемы проведения идентификации (Смыслов П.А., 2016)

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний в сфере финансового мониторинга и иные формы обучения: практические рекомендации по прохождению обучения (Смыслов П.А., 2016)

Подводим итоги о сдаче информации в росфинмониторинг ювелирами (Смыслов П.А., 2016)

Разрабатываем правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50: его значение и роль для ювелирной отрасли (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016 г. посвящено ювелирным организациям и предпринимателям (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ крупных НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ организаций и ИП (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Что такое вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество", размещенные в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга? (Смыслов П.А., 2015)

ПОД/ФТ нарушения и недостатки по итогам проверок КПК (Смыслов П.А., 2015)

Дневник изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфиномниторинг согласно приказа №110 (формы ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ) (Смыслов П.А., 2015)

Сдаем информацию в Росфинмониторинг по новым формам (Смыслов П.А., 2015)

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг) (Смыслов П.А., 2015)

Как отправлять ФЭС в Росфинмониторинг? (Смыслов П.А., 2015)

Идентификация и изучение клиентов в ювелирной торговле: проблемы и вопросы практического применения (Смыслов П.А., 2015)

Обзорная информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015)

Готовимся к проверке прокуратуры и инспекции пробирного надзора в ювелирном магазине (Смыслов П.А., 2015)

Российское законодательство в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как элемент антикоррупционной системы в РФ (Смыслов П.А., 2015)

Очень важные сообщения. Как противодействовать нелегальным сделкам (Смыслов П.А., 2015)

Правила внутреннего контроля. Штраф 700 000 рублей: миф или реальность? (Смыслов П.А., 2015)

Примерный образец правил внутреннего контроля некредитной финансовой организации (ломбарда, микрофинансовой организации, страхового брокера, кредитного потребительского кооператива) (содержание) с изменениями от 01.03.2015 года (Смыслов П.А., 2015)

Обращение к некредитным финансовым организациям по вопросам исполнениями законодательства в сфере ПОД/ФТ в связи с новыми требованиями Банка России (Смыслов П.А., 2015 г.)

Предоставление информации в Росфинмониторинг – важнейшая обязанность ювелирных организаций (Смыслов П.А., 2015 г.)

Открытое письмо к агентствам недвижимости по вопросам исполнения ими норм законодательства в сфере ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015 г.)

Как получить 700 000 рублей штрафа за "неправильные" правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2014 г.)

Изменения в №115-ФЗ (Смыслов П.А., 2014)

Совершенствование системы внутреннего контроля лизинговой компании на основе идентификации рисков (Смыслов П.А. и др., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012–2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012 - первой половине 2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2013 г.)

Правила внутреннего контроля: практические советы по разработке правил внутреннего контроля, обновлению правил внутреннего контроля, внесению изменений в правила внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2013 г.)

Совершенствование риск-ориентированного подхода к проверкам финансовых потоков (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2013 г.)

Практические проблемы финансовой логистики: требования Росфинмониторинга и налоговых органов (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2012 г.)

О некоторых вопросах применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Смыслов П.А., Смыслов А.Г. 2011 г.)

Внутренний контроль потоков ресурсов в лизинговой компании (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2011 г.)

Законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ответы на вопросы читателей) (Смыслов П.А., Пышненко С.А. 2010 г.)

Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.);

Порядок постановки организаций на учет в Росфинмониторинг и Согласования Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.)

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя