Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Недостатки проекта изменений в требования к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Заинтересованные организации должны обязательно принять участие в обсуждении предложенных Банком России правок в требования к

правилам внутреннего контроля и направить регулятору свои предложения по их модернизации

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 16.09.2022 г.)

 

Банк России опубликовал проект Указания «О внесении изменений в нормативные акты Банка России в сфере требований к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обсудить предложенные правки можно в Telegram канале профессионального сообщества по ПОД/ФТ/ФРОМУ ЗДЕСЬ.

Как обычно, профессиональное сообщество в сфере ПОД/ФТ имеет возможность направить регулятору свои предложения по корректировке проекта. Считаем, что в случае с указанным выше проектом предложения надо направить в Банк России обязательно.

Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 28 сентября 2022 года и могут быть направлены на E-mail: ZhavyrkinaVA@cbr.ru

Отдельные правки, предложенные регулятором, носят нечеткий, очень субъективный и «размытый» характер, что в будущем может привести к ошибкам организаций при разработке и обновлении своих правил внутреннего контроля, которые могут повлечь за собой письма о недостатках, протоколы, административные дела и даже штрафы.

 

 

Так, например, в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были предложены очень спорные изменения в программу управления рисками, которая и так является одной из самых сложных и противоречивых в правилах внутреннего контроля.

В настоящее время достаточно четко определено, что степень (уровень) риска клиента оценивается по шкале определения степени (уровня) риска клиента, которая не может состоять менее чем из двух степеней (уровней) (п. 4.2 Положения №445-П). Вместо этой формулировки предлагается ввести положение о том, что «По результатам оценки риска совершения клиентом подозрительных операций и присвоения степени (уровня) риска совершения подозрительных операций некредитная финансовая организация относит каждого клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций, количество которых не может быть менее двух (группа пониженного риска или группа повышенного риска).» Таким образом, в абзаце первом п. 4.2 Положения №445-П Банк России заменяет привычный термин «степень (уровень) риска» и вводит в оборот новую конструкцию про группы риска: группа пониженного риска или группа повышенного риска. При этом не раскрывается, что подразумевается под группой риска, состоит ли она из какого-то одного или нескольких уровней риска. Одновременно с этим Банк России предлагает и далее оценивать именно степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций (абзац второй п. 4.2 Положения №445-П). Также, и в абзаце восьмом пункта 4.4 Положения №445-П слова «степеням (уровням) риска» также предложено заменить словами «группам риска совершения подозрительных операций».

Абзац седьмой п. 4.2 Положения №445-П также предложено поменять. В нем регулятор одновременно оперирует оборотами: «степень (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций» и «группа риска совершения подозрительных операций», при этом не внося и в нем ясности, что подразумевается под «группой риска совершения подозрительных операций». Одновременно с этим, в этих неопределенных условиях предлагается организациям самостоятельно принимать решения о присвоении степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и об отнесении клиента к определенной группе риска совершения подозрительных операций.

Кроме того, изменения в абзац седьмой п. 4.2 еще более запутывают обоснование оценки риска клиента. Так, предложено фиксировать «обоснование отнесения клиента к определенной группе риска совершения подозрительных операций (или неотнесения клиента к группе повышенного риска в случае, если статус клиента (и/или его деятельность) соответствует одному либо нескольким факторам, предусмотренным приложением 2 к настоящему Положению).» Из предложенных правок становится не ясным какое конкретное количество факторов будет влиять на группу риска: один или несколько.

Полагаем, что Банк России должен в нормативном акте привести четкое и однозначное определение такому важному и новому обороту, как группа риска, в т.ч. раскрыть состав этих групп риска. Регулятору необходимо избавиться от неопределённых и нечетких даже в арифметическом плане оборотов «соответствует одному либо нескольким факторам». Так, например, в Постановлениях Правительства РФ, регулирующих состав и содержание правил внутреннего контроля субъектов, не поднадзорных Банку России (Постановления №667-П от 30.06.2012 и №1188 от 14.07.2021) дается четкое определение группам риска: «Программа оценки и управления рисками предусматривает отнесение клиентов к следующим группам риска:

а) высокая степень (уровень) риска;

б) средняя степень (уровень) риска;

в) низкая степень (уровень) риска.»

Из такой формулировки четко понятно, что группа риска состоит их трех степеней (уровней) риска. Из конструкций, предложенных Банком России, подобного вывода сделать не удается.

В программу организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии предложено включить «Порядок доведения до лиц, уполномоченных исполнять решения суда, информации о решении суда об отмене соответствующего решения некредитной финансовой организации». Полагаем, что корректнее было бы в правилах внутреннего контроля предусмотреть «Порядок работы с вступившим в законную силу решением суда об отмене ранее принятого решения об отказе от проведения операции», а не делать акцент только лишь на «доведение до лиц, уполномоченных исполнять решения суда», которое является лишь одним из технологических процессов порядка исполнения решений судов.

Предложенные регулятором в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» правки нами пока не оценивались.

Полагаем, что заинтересованные организации должны обязательно принять участие в обсуждении предложенных Банком России правок и направить регулятору свои предложения по их модернизации. В противном случае, профессиональное сообщество рискует получить нормативный акт, который в будущем может окажет негативное влияние на итоги проверок как текста правил внутреннего контроля, так и их практической реализации.

 

Смыслов П.А.

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2021

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя