Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

О 115 законе и нормативных актах в сфере ПОД/ФТ

Что нужно знать о 115-ФЗ от 07.08.2001 г. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 24.01.2023 г.)

 

Нормативную основу ПОД/ФТ/ФРОМУ в нашей стране составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Сокращенно его называют 115-ФЗ, закон 115 и т.п. Этот закон был принят в начале 2000-х гг. и поначалу был необъемным по содержанию нормативным актом. Однако со временем он дополнялся все новыми и новыми положениями и в настоящее время представляет из себя достаточно обстоятельный и приличный по своим размерам закон. Изменения в 115-ФЗ выходят весьма часто и регулярно. Значительная часть изменений связана с появление в нем новых обязанностей для лиц, на которых этот закон распространяется. Однако, бывают и изменения, которыми упрощаются его отдельные положения.

Закон состоит из различных статей, многие из которых требуют изучения с целью правильного и корректного исполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Так, в четвертой статье закона 115 перечисляются меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. К ним, например, относятся, организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о применяемых мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за некоторыми исключениями. В статьях 5 и 7.1 закона 115 перечисляется круг лиц, на которых распространяются требования в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. В шестой статье закона указан перечень случаев, наступление которых влечет обязательную отправку отчетности в Росфинмониторинг (операции, подлежащие обязательному контролю). Седьмая статья закона очень важная: в ней перечисляются права и обязанности организаций и предпринимателей. В законе 115 есть и еще ряд других важных статей, с которыми, конечно, нашим читателям настоятельно рекомендуется ознакомиться. Хотя, безусловно, изучение закона дело непростое, ведь из-за того, что закон за годы своего функционирования неоднократно менялся, в нем содержатся достаточно сложные конструкции текста, обилие специфичных терминов и т.д.

 

 

Закон №115 – это фундамент финансового мониторинга, который устанавливает только основные моменты ПОД/ФТ/ФРОМУ. В нем, указано, что его субъекты должны исполнять те или иные обязанности, но при этом детально не раскрывается, как конкретно это надо делать. Например, указано, что нужно разработать правила внутреннего контроля, но при этом не указано как это сделать и из чего эти правила состоят. Поэтому в развитие 115 закона был принят целый ряд подзаконных нормативных актов: приказы, постановления, указания и т.д., в которых уже детально раскрывается конкретика ПОД/ФТ/ФРОМУ. Так, есть подзаконные нормативные акты, описывающие процедуру идентификации, устанавливающие требования к правилам внутреннего контроля и т.д. Эти нормативные акты разрабатываются и утверждаются Правительством РФ, Росфинмониторингом и Банком России.

Бывает так, что подзаконные нормативные акты вступают в противоречие с требованиями 115 закона. Это, например, случается в таких случаях, когда в закон были внесены и вступили в силу новые изменения, которые еще не успели найти свое отражение в подзаконных нормативных актах. В таких случаях при исполнении своих обязанностей надо ориентироваться на нормы именно 115-ФЗ, ведь согласно иерархии нормативных актов в нашей стране, положения федеральных законов превалируют над нормами подзаконных нормативных актов.

Нормативные акты, утвержденные Банком России (указания, положения и т.п.), распространяются на субъектов 115-ФЗ, которых контролирует Банк России – это отличительная особенность таких лиц. А вот нормативные акты Росфинмониторинга и Правительства РФ (приказы, постановления и т.п.) распространяются на всех прочих субъектов 115-ФЗ, неконтролируемых Банком России.

Однако, несмотря на то что поднадзорные Банку России субъекты 115-ФЗ, казалось бы, идут своей дорогой, которую им мостят нормативные акты этого надзорного органа, суть выполняемых ими процедур в целом схожа с процедурами, выполняемыми прочими субъектами 115-ФЗ, которых Банк России не контролирует.

Важным источником информации в дополнение к нормативным актам в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ являются также информационные письма и сообщения, методические рекомендации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ Росфинмониторинга, Банка России и некоторых других госорганов. Мы считаем письма и сообщения Росфинмониторинга и Банка России весьма важными документами для организаций и предпринимателей, поэтому рекомендуем читателям придерживаться официальной позиции госорганов, изложенных в указанных документах.

Смыслов П.А.

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя