Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

О способах разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Как можно разработать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ и какие недостатки имеются у тех или иных способах разработки ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 15.05.2022 г.)

 

Заказать разработку или обновление правил внутреннего контроля со всеми изменениями на 2022 год (и более поздние редакции по мере их выхода) можно ЗДЕСЬ.

 

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ) – обязательный и важнейший документ каждой организации и предпринимателя, поименованных в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Если перед сотрудниками прокуратуры или надзорного органа поставлена задача проверить то, как организация или предприниматель соблюдают нормы финансового мониторинга и иные нормативно-правовые акты в сфере ПОД/ФТ, они обязательно среди прочих документов попросят на проверку правила внутреннего контроля. Причем зачастую проверяют не только последнюю актуальную редакцию правил внутреннего контроля, но и все их редакции, действовавшие за определенный промежуток времени.

В нашей сегодняшней статье мы хотели бы рассказать читателям о том, где субъекты 115-ФЗ чаще всего берут правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в 2022 году и какие недостатки имеются у тех или иных способах разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

 

 

Шаблон (образец) правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

К сожалению, наша практика работы с организациями и предпринимателями показывает, что многие субъекты выбирают, как им кажется, самые «эффективные» подходы к разработке ПВК, один из которых – элементарное использование шаблонов ПВК из интернета. Чем заканчивается реализация такого легкого решения проблемы неизвестно тем организациям, которые только вступают на этот путь, но зато хорошо известно нам. Выправить положение в последствии бывает очень трудно, т.к. в случае проверок штрафы для таких организаций и предпринимателей практически гарантированы. Помимо того, что придется заплатить штраф и все равно озадачиться вопросом разработки нормальных ПВК, такие субъекты теряют репутацию законопослушных лиц и попадают на контроль.

Так, некоторые лица считают, что для того, чтобы выполнить все требования 115 закона, достаточно найти шаблон ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, поменять в нем имеющееся название на своё, утвердить его приказом руководителя и загрузить его в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (такой функционал присутствует только у некоторых видов субъектов 115-ФЗ). Такой подход является весьма частой ошибкой организаций и предпринимателей. Бездумное использование шаблонов – залог больших дальнейших проблем.

Нам часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда такой подход среди прочего означает игнорирование специфики деятельности той или иной организации. Например, компания занимается сделками с недвижимостью, а использует шаблон правил внутреннего контроля лизинговой компании. Или, например, организация занимается продажей ювелирных изделий, а внедряет в свою работу правила внутреннего контроля ломбарда. Нетрудно будет догадаться, что проверку такие правила внутреннего контроля не пройдут.

При этом надо понимать, что загрузка ПВК в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга – это не процедура подачи документа на проверку. Некоторые считают, что раз правила были загружены и обратной связи по ним не поступило, значит они якобы благополучно прошли проверку и претензий к ним нет – такое мнение является заблуждением. Загруженные в личный кабинет ПВК только сигнализируют надзорному органу, что у организации или предпринимателя есть ПВК, но вот их содержанием проверяющие органы озадачатся только в ходе специальных проверочных мероприятий.

 

Списывание правил внутреннего контроля по финмониторингу.

В числе одного из «подходов» к разработке правил внутреннего контроля также выделяются попытки внедрить в свою работу правила внутреннего контроля, позаимствованные у коллег по отрасли. Здесь надо понимать, что организации и предприниматели, чьи правила внутреннего контроля действительно хорошо проработаны и успешно проходили проверки, в большинстве случаев вряд ли будут заниматься благотворительностью и делиться направо и налево документом, за разработку которого они скорее всего заплатили деньги, или разработкой которого они занимались самостоятельно на протяжении долгого времени. Делятся документами, как правило те, кому они достались относительно легкими и несложными путями. Однако, следует при этом учесть, что ПВК являются конфиденциальным документом, распространение которого может запросто караться штрафом, поэтому, зная о риске штрафных санкций, законопослушные субъекты вряд ли не рискнут поделиться им с коллегами. Напомним, что статьей 4 ФЗ №115 установлен прямой запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Также, в отдельных случаях у правил внутреннего контроля может иметься разработчик, который может охранять свои авторские права на разработанный документ. А распространение ПВК без согласия их разработчика приведет к нарушению авторских прав.

 

 

В любом случае, совершенно очевидно, что просто взять правила внутреннего контроля у коллег по бизнесу и поменять в них чужое название на свое – недостаточно. Нужно внимательно ознакомиться с тем документом, который заимствуется для внедрения в свою работу Ведь ПВК, хоть и разрабатываются строго на основании законодательства, в их разработке обязательно необходим и творческий подход. Зачастую непрофессионализм и шаблонность в разработке правил внутреннего контроля приводит к тому, что принимаемые субъектами 115-ФЗ меры и процедуры по финансовому мониторингу являются настолько сложными и запутанными, что организации и предприниматели просто не в силах выполнять все требования, которые они к себе и предъявили путем утверждения чрезвычайно сложных правил. Ведь ПВК – это не шаблонный документ, для каждой организации или предпринимателя он может быть индивидуален и должен разрабатываться с учетом не только специфики деятельности и отдельных особенностей бизнес-процесса, но также с учетом таких, казалось бы, мелочей, как, например, наименование должности руководителя, численность и состав сотрудников, наличие филиалов, обособленных подразделений и т.п.

Кроме того, хотим обратить внимание читателей на то, что даже при совпадении видов деятельности субъекта, чей шаблон правил внутреннего контроля был заимствован и который ранее даже проходил проверки, нет никакой гарантии того, что документ пройдет проверки теперь. Чаще всего бывает так, что ПВК могли быть разработаны достаточно давно и в настоящее время уже не учитывают новые требования законодательства в области ПОД/ФТ, которое постоянно меняется. По нашим скромным подсчетам только в 2022 году нужно было составить как минимум две новых редакции правил внутреннего контроля. Таким образом, правила, утвержденные и прошедшие проверку, к примеру, в январе 2022 года, уже не прошли бы проверок в мае 2022 года.

 

Самостоятельная разработка ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Неплохим подходом к разработке правил внутреннего контроля является их самостоятельное составление на основе действующих нормативных актов и применительно к специфике своей деятельности. Но этот способ подходит только субъектам, имеющим, как правило, юридическое образование и практический опыт работы в сфере ПОД/ФТ. Попытки самостоятельно сделать для себя правила внутреннего контроля, не имея для этого опыта работы с правовыми документами и правоприменительной практикой практически полностью обречены на провал. ПВК – это весьма сложный документ прикладного характера, описывающий многочисленные взаимосвязанные внутренние процессы ПОД/ФТ, основанные на нормах закона. Упущение на страницах правил описания какой либо обязательной процедуры, либо ее описание без учета действующего на дату составления ПВК законодательства является административным правонарушением. Отметим, что для самостоятельного составления правил нужно обладать в том числе и в известной мере творческим подходом.

 

Покупка правил внутреннего контроля.

 

 

Многие субъекты 115-ФЗ, сознательно подходящие к соблюдению обязательных требований, либо наслышанные о проверках, обращаются за разработкой правил внутреннего контроля к специалистам. Это также хороший подход к подготовке правил. Однако и тут есть свои подводные камни. Так, например, бывает, что недавно купленные правила внутреннего контроля быстро устаревают и без соответствующих обновлений просто не пройдут проверок. Многие полагают, что раз они заплатили за ПВК деньги, то их правила точно пройдут проверки. Такая уверенность в своих ПВК может быть оправданна только в том случае, если в будущем этот документ поддерживается в актуальном состоянии. Напомним, что при каждом изменении, влияющем на содержание правил, утверждается их новая редакция, которая для информирования Росфинмониторинга о работе с ПВК выкладывается в личный кабинет на сайт указанного ведомства.

К сожалению, но бывает и так, что купленные правила внутреннего контроля были сделаны без учета специфики деятельности конкретной организации. В некоторых случаях специалисты, которые пытаются поставить разработку правил внутреннего контроля «на поток», просто не успевают вникнуть в нюансы деятельности конкретной организации или предпринимателя и продают им правила, сделанные на основании шаблона. Кстати, отличительным признаком вероятной массовости ПВК является ситуация, когда название конкретной организации указывается, например, только на титульном листе и в разделе «Общие положения», а весь прочий текст документа по сути обезличен (по тексту таких правил употребляются обобщенные понятия «Общество», «организация» и т.п.)

Известно, что из-за пандемии коронавируса, а также из-за происходящих в стране экономических проблем проверки субъектов 115-ФЗ надзорными органами в последние годы были серьезно сокращены и не носили массового характера, как это было ранее. Эта ситуация интересным образом отразилась на рынке услуг в сфере ПОД/ФТ. Так, в это время в сфере разработки правил внутреннего контроля и сопутствующей помощи могли появиться лица, не имеющие практического опыта в разработке документации по ПОД/ФТ, однако их работа в эти годы просто не оценивалась сотрудниками прокуратуры и надзорными органами. Отсутствие такой обратной связи в виде итогов проверенной работы не давало таким лицам получить информацию об адекватности и актуальности разрабатываемых ими документов требованиям законодательства и сложившейся практике применения ПВК. Вполне очевидно, что плоды этой работы рано или поздно будут оценены проверяющими органы, однако до тех пор, вероятно, субъекты 115-ФЗ так и будут продолжать получать правила, сделанные наспех. Отличительной особенностью таких документов является то, что, как правило, они изобилуют цитированием нормативных актов в сфере ПОД/ФТ и информационных писем Росфинмониторинга. В них практически нет описания конкретных порядков и процедур, выполняемых организациями и предпринимателями в рамках работы по финмониторингу. Зачастую в подобных ПВК вообще не указываются конкретные лица, ответственные за выполнение установленных обязанностей, и не определены сроки реализации действий по ПОД/ФТ. При прочтении таких правил складывается впечатление об их формальности (оно и понятно, задача таких разработчиков – сделать максимально универсальные правила, в которых менялись бы только названия). И если раньше одним из признаков шаблонной и формальной проработки документа могла быть слишком дешевая стоимость правил внутреннего контроля, то сейчас цены на рынке этих услуг на наш взгляд не являются индикатором качества: бывает и такое, что за приличные деньги предлагаются весьма слабые документы. Простыми словами, есть опасность нарваться на непрофессионала в этой сфере, который вместо ПВК продаст обычный шаблон правил внутреннего контроля, который с тем же успехом можно было попытаться сделать и самому.

 

Оптимальный подход к разработке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тем не менее, на наш взгляд оптимальным и самым надежным подходом к разработке правил внутреннего контроля является обращение к профессионалам, оказывающим помощь по подготовке правил внутреннего контроля, но при условии самостоятельного обязательного изучения полученных правил на предмет их адаптации под специфику конкретной деятельности. Прибегнув к этому способу, наши читатели могут быть на 100% уверены в том, что разработанные и впоследствии утверждённые правила внутреннего контроля не нанесут организации или предпринимателю вред в их дальнейшей деятельности. Прочтя полученные правила, сняв все полученные в их изучения вопросы у их разработчика, убедившись в возможном практическом применении правил к специфике своей деятельности, поняв все описанные процедуры и порядки, правила можно будет внедрить в свою профессиональную деятельность. Однако, напомним, что в дальнейшем им все равно потребуется постоянный мониторинг законодательства в сфере ПОД/ФТ с целью внесения изменений в действующие правила внутреннего контроля.

 

Смыслов П.А.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя