Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Обзор изменений Банка России от 21 марта 2023 года

 Одним из наиболее главных событий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ весны 2023 года стало вступление в силу 21 марта 2023 года Указания Банка России от 07.11.2022 №6308-У

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 27.03.2023 г.)

 

Одним из наиболее главных событий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ весны 2023 года стало вступление в силу 21 марта 2023 года Указания Банка России от 07.11.2022 №6308-У «О внесении изменений в нормативные акты Банка России в сфере требований к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Этим документом были изменены требования к разработке НФО правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, установленные Положением Банка России №445-П.

И хотя в целом правки были нацелены на приведение существующего Положения Банка России №445-П о требованиях к ПВК к актуальной редакции 115-ФЗ (в 2022 году в 115-ФЗ было внесено большое количество изменений, которые долгое время не отражались Банком России в требованиях к правилам внутреннего контроля), ряд изменений оказался очень важным и заслуживающим внимания со стороны НФО. О некоторых из них мы сегодня и расскажем нашим читателям.

 

1. Банк России впервые за почти девять лет существования Положения №445-П дополнил установленные им основные принципы и цели организации внутреннего контроля. Так, участие специального должностного лица НФО в выявлении совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма было определено одним из основных принципов и целей организации внутреннего контроля в НФО.

 

2. Банк России обязал микрокредитные компании, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, страховые брокеры, общества взаимного страхования направлять в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России новое уведомление: обо всех случаях временного исполнения обязанностей ответственного сотрудника другим сотрудником в течение квартала (с указанием даты начала и даты окончания временного исполнения обязанностей) не позднее 10 рабочих дней со дня окончания квартала, в котором осуществлялось временное исполнение обязанностей ответственного сотрудника, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона) такого сотрудника.

 

 

Таким образом, теперь указанным НФО придется уведомлять указанный Департамент Банка России не только о назначении на должность (об освобождении от должности) ответственного сотрудника, но и обо всех случаях временного исполнения обязанностей ответственного сотрудника другим сотрудником в течение квартала.

А вот все прочие организации избавлены от обязанности уведомлять указанный Департамент Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) ответственного сотрудника в порядке, установленном Положением 445-П, т.к. такие организации уведомляют Банк России или согласовывают кандидатуру ответственного сотрудника в порядке, установленном иными документами Банка России (т.е. речь идет о том, что порядок уведомления Банка России регулируется другими нормативными документами, а не 445-П).

 

3. В новой редакции Положения Банка России №445-П установлено, что программа идентификации должна включать порядок организации работы по отказу клиенту в приеме на обслуживание в случаях, установленных пунктом 2.2 статьи 7 Федерального закона №115. Напомним, что в указанной норме закона установлено, что НФО в случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, неустановления информации о них обязан отказать клиенту в приеме на обслуживание. Порядок работы по отказу клиенту в приеме на обслуживание по вышеуказанному основанию должен найти свое отражение в правилах внутреннего контроля НФО.

 

4. Существенным образом была изменена процедура оценка уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Теперь НФО обязаны относить клиентов к группам риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций. Было установлено, что по результатам оценки риска совершения клиентом подозрительных операций и присвоения степени (уровня) риска совершения подозрительных операций НФО относят каждого клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций, количество которых не может быть менее двух: группа низкого риска или группа повышенного риска.

 

 

При анализе рисков на совершение подозрительных операций НФО должны теперь четко разграничивать два понятия: «степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций» и «группа риска совершения подозрительных операций».

Степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций – это оценка НФО вероятности совершения клиентом операций, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и другими подозрительными операциями. Для оценки степени риска НФО используют установленные ими методики анализа и мониторинга операций клиента, которые позволяют выявить необычные или подозрительные операции.

Группа риска совершения подозрительных операций – это категория, в которую НФО относит клиента в зависимости от степени (уровня) риска его участия в подозрительных операциях. Такие группы риска позволяют определить, какова вероятность того, что клиент может быть вовлечен в незаконные финансовые операции, такие как отмывание денег, финансирование терроризма и другие. Банк России установил, что количество таких групп не может быть менее двух (группа низкого риска или группа повышенного риска).

Поэтому теперь НФО должны вначале сделать оценку риска совершения клиентом подозрительных операций и присвоить степень (уровень) риску совершения подозрительных операций, а затем на основании этого отнести каждого клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций. Итоги проделанной работы нужно зафиксировать способом, определенным НФО в своих правилах внутреннего контроля (например, в анкете клиента).

Приведем в пример один из вариантов самой простой методики присвоения степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и отнесения клиента к группе риска совершения подозрительных операций. НФО, например, определяет своими ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, что все виды рисков, оцениваются им по единой двухуровневой шкале риска, включающей в себя низкий и высокий степени (уровни) риска, по итогам этой работы НФО относит каждого клиента к группам низкого или повышенного риска совершения подозрительных операций.

При указанных исходных данных, в том случае, если риск совершения клиентом подозрительных операций идентифицируется как «высокий», клиент относится к группе повышенного риска совершения подозрительных операций. А если риск совершения клиентом подозрительных операций идентифицируется как «низкий», то в этом случае клиент относится к группе низкого риска совершения подозрительных операций.

Банк России установил, что теперь оценка риска клиента осуществляется по совокупности следующих категорий рисков (ранее было установлено, что такая оценка проводилась по одной или по совокупности категорий рисков):

- риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца;

- страновой риск;

- риск, связанный с совершением (осуществлением) клиентом определенного вида операций и (или) деятельности (ранее именовался как риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций).

Факторы, влияющие на оценку степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций были как изменены, так и дополнены Банком России новыми критериями.

Еще в 2019 году Банк России определил, что программа управления риском должна содержать в себе порядок оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к использованию НФО технологиями предоставления услуг. На протяжении долгого времени НФО пытались понять, что такое технологии предоставления услуг и как в своих ПВК раскрыть порядок оценки их риска. В новой редакции Положения Банка России №445-П на смену указанному порядку оценки риска технологий предоставления услуг пришел новый порядок: порядок оценки и минимизации риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к использованию некредитной финансовой организацией услугами и (или) программно-техническими средствами. В этом разделе правил внутреннего контроля НФО должны будут раскрыть порядок оценки и минимизации риска услуг и программно-технических средств в контексте ПОД/ФТ, т.е. описать последовательность мер, направленных на выявление, оценку и минимизацию рисков, связанных с услугами и программно-техническими средствами, которые могут использоваться для совершения подозрительных операций.

 

5. Банк России установил, что программа выявления операций должна содержать положения, устанавливающие порядок организации и осуществления работы по выявлению совокупности подозрительных операций и (или) действий. С целью реализации этого требования НФО должны будут разработать указанный выше порядок и изложить его на страницах своих правил внутреннего контроля.

В целом работа по выявлению совокупности подозрительных операций и (или) действий может быть организована и осуществляться в НФО в порядке аналогичном уже хорошо известному НФО порядку работы по выявлению необычных операций клиента. В целях организации и осуществления работы по выявлению совокупности подозрительных операций и (или) действий НФО могут быть использованы установленные Банком России перечни признаков, указывающих на необычный характер сделки, и видов подозрительной деятельности.

 

6. В новой редакции Положения Банка России №445-П установлено, что программа организации в НФО работы по «реабилитации» клиентов, которым ранее было отказано в совершении операции, должна содержать в себе положения об исполнении решения суда об отмене ранее принятого НФО решения об отказе в совершении операции клиента, о порядке доведения такого решения суда для сведения сотрудников НФО, о порядке его учета и хранения, о порядке информирования Росфинмониторинга об отмене судом ранее принятого НФО решения об отказе в совершении операции и т. д.

 

 

 

Банк России внес и иные изменения в Положение №445-П, направленные на его приведение к актуальным нормам 115-ФЗ.

 

Не успели НФО зимой 2022-2023 года обновить свои правила внутреннего контроля по изменениям, касающимся работы с новыми перечнями Росфинмониторинга (перечнями лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН) как теперь им предстоит новая, обстоятельная и серьезная работа над корректировками правил внутреннего контроля по вышеизложенным нами изменениям. Причем сделать ее нужно будет не позднее трехмесячного срока с 21 марта 2023 года.

Нам представляется, что уже летом 2023 года многие НФО получат запросы из надзорного органа о предоставлении правил внутреннего контроля на проверку, в ходе которой проверяющие будут оценивать их на соответствие актуальной редакции Положения Банка России №445-П.

Смыслов П.А.

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя