Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

СМЫСЛОВ П.А., Пышненко С.А.:

законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(ответы на вопросы читателей)

(опубликовано в журнале "Навигатор ювелирной торговли". 2010. №11. С.76-78)

Нажмите здесь, чтобы скачать документ в формате PDF

 

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 

За последний год в нашей стране был принят ряд новых нормативных актов, касающихся вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Многие организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, до конца не могут разобраться, какие операции они обязаны контролировать и в какой государственный орган предоставляется информация, как составляются правила внутреннего контроля и где необходимо пройти обучение ответственному сотруднику. На эти и некоторые другие вопросы наших читателей мы попросили ответить специалистов в области осуществления внутреннего контроля.

 

 

На вопросы читателей отвечают:

Смыслов Павел Александрович, кандидат исторических наук, компания «Корпоративные юристы Смысловы»

Пышненко Светлана Анатольевна, учебный центр «ФКД-Консалт»

Статья в формате PDF

 

Вопрос: Какие операции подлежат обязательному контролю со стороны организаций, работающих с драгоценными металлами?

Ответ: статья 6 Федерального закона № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает, что обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру такая операция относится к одному из видов операций, указанных в статье 6. Исключение по сумме распространяется только на сделки с недвижимым имуществом: они подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Перечень установленных операций достаточно обширен. В него, в частности, включены скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Стоит обратить внимание, что в перечне по большей части указаны операции, не свойственные организациям, работающим с драгоценными металлами, к примеру, покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом или получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) и многие другие. Однако, несмотря на это, организации, работающие с драгоценными металлами, обязаны контролировать все операции, подлежащие обязательному контролю, указанные в статье 6 Федерального закона № 115. Дело в том, что в законе не разделено, что конкретные операции контролируются теми или иными организациями. Перечень операций общий и для агентств недвижимости, и для ломбардов, и для ювелирных магазинов, и для других организаций, указанных в законе.

Вопрос: Нам необходимо представить в Пробирную палату России на согласование правила внутреннего контроля. Что это за документ и как его подготовить?

Ответ: обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления прямо установлена ст. 7 Федерального закона № 115. Правила внутреннего контроля – это практический документ, регламентирующий работу сотрудников при организации внутреннего контроля с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации и обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. В правила внутреннего контроля также включаются программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные законодательством РФ.

Распоряжение правительства РФ от 10 июня 2010 года № 967-р утвердило Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этот нормативный акт установил перечень программ осуществления внутреннего контроля и определил основные положения, которые прописываются в программах осуществления внутреннего контроля. При разработке правил необходимо помнить, что программы внутреннего контроля должны быть созданы с учетом специфики деятельности организации, поэтому универсальных для всех правил внутреннего контроля не существует, у каждой организации могут быть свои нюансы.

Вопрос: В правилах внутреннего контроля организации должны быть изложены критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. Каковы основные критерии выявления и признаки необычных сделок для организаций, работающих с драгоценными металлами?

Ответ: Основные критерии выявления необычных сделок и основные признаки необычных сделок изложены в Рекомендациях по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 года № 103. Перечень основных критериев выявления необычных сделок достаточно обширен. К таким критериям, например, относятся случаи, когда невозможно установить контрагентов клиента или же, например, осуществление расчетов между сторонами сделки происходит с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Основными признаками необычных сделок для организаций, работающих с драгоценными металлами, могут, например, являться следующие факты:

– организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий, немотивированно отказывает в предоставлении документов, подтверждающих ее постановку на специальный учет в органах федерального пробирного надзора либо копий этих документов;

­ продавец при купле-продаже стандартных и/или мерных слитков из аффинированных драгоценных металлов представляет вместо оригиналов копии документов о качестве (паспорта или сертификата), а также спецификаций на них.

В Рекомендациях по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок содержится и ряд других признаков необычных сделок для организаций, работающих с драгоценными металлами.

Вопрос: мы несколько лет назад разработали и согласовали в Пробирной палате России Правила внутреннего контроля. В связи с выходом в последнее время новых нормативных актов, касающихся ПОД/ФТ, обязаны ли мы вносить в Правила внутреннего контроля соответствующие изменения?

Ответ: в настоящее время действующее законодательство такую обязанность не предусматривает. Однако Росфинмониторинг в Информационном письме № 5 от 06.07.10 рекомендовал организациям проанализировать действующие правила внутреннего контроля и при необходимости внести в них соответствующие изменения. В случае внесения организацией, работающей с драгоценными металлами, изменений и/или дополнений в правила внутреннего контроля, правила направляются на согласование в Пробирную палату.

Вопрос: Нашим надзорным органом является Пробирная палата России. Куда мы должны сообщать информацию о сделках, подлежащих обязательному контролю, а также о необычных операциях?

Ответ: Информацию, предусмотренную Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, работающие с драгоценными металлами, должны предоставлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу. В настоящее время порядок и формы предоставления информации в Росфинмониторинг регулируются Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, – она утверждена приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу 5 октября 2009 года № 245.

Вопрос: Что такое целевой инструктаж и где сотрудники нашей организации могут его пройти?

Ответ: целевой инструктаж – это получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях. Для организаций, работающих с драгоценными металлами, целевой инструктаж проводят организации, учрежденные Росфинмониторингом, а также другие организации по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом. Прохождение целевого инструктажа подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

Необходимо отметить, что кроме целевого инструктажа существует еще ряд форм обучения. Сроки и порядок прохождения обучения в форме целевого инструктажа и в иных формах установлен Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.10 № 203.

Вопрос: Кто из числа сотрудников нашей организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?

Ответ: в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.10 № 203, целевой инструктаж должны пройти:

– специальное должностное лицо (сотрудник, ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления);

– руководитель организации (филиала);

– главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,

– руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Целевой инструктаж проходится вышеуказанными лицами однократно.

Вопрос: Наш ответственный сотрудник прошел целевой инструктаж до момента вступления в силу нового Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров. Необходимо ли ему заново проходить целевой инструктаж?

Ответ: в случае если ответственный сотрудник или иные работники организации прошли обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с утратившим в настоящее время силу Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.

Вопрос: Какую практическую помощь по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма могут оказать нашей организации специалисты-практики?

Ответ: Специалисты могут оказать высококвалифицированные консультационные услуги по вопросам:

– подготовки правил внутреннего контроля и порядка их согласования;

– порядка прохождения сотрудниками организации обучения в форме целевого инструктажа;

– идентификации клиентов организации и идентификации выгодоприобретателей;

– выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций;

– документального фиксирования и хранения документов и информации, полученных в результате осуществления внутреннего контроля;

– оценки и снижения рисков совершения клиентами организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– проверки внутреннего контроля;

– порядка обеспечения конфиденциальности информации;

– предоставления установленной законом информации в Росфинмониторинг;

– судебной защиты организаций, привлеченных к административной ответственности за выявленные проверяющим органом нарушения законодательства о противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– а также по другим вопросам, связанным с организацией внутреннего контроля и законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Вопрос: Где можно ознакомиться с последними нормативно-правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Ответ: На официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу www.fedsfm.ru. Следует обратить особое внимание на информационное сообщение от 26 марта 2010 года, касающееся типовых вопросов, задаваемых организациями, работающими с драгоценными металлами и драгоценными камнями, по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.01 г. № 115-ФЗ.  

 

канд. истор. наук П.А. Смыслов, С.А. Пышненко

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя