Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Разъяснения для КПК о понятии клиента в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

Банк России разъяснил для кредитных потребительских кооперативов понятие клиента и предложил внести изменения в правила внутреннего контроля

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 15.05.2022 г.)

 

Банк России разъяснил для КПК понятие клиента и предложил внести изменения в правила внутреннего контроля.

Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, реализуя надзорные мероприятия по анализу Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, разработанные НФО, распространило письмо №ТЦ12-2-1-7/9286 от 19.04.2022 "О рисках нарушения требований законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ".

В письме было отмечено, что в ходе рассмотрения редакций ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, представляемых кредитными потребительскими кооперативами (КПК) и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (СКПК), установлен существенный недостаток, создающий значительные риски несоблюдения НФО требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ на практике с учётом специфики работы данного вида организаций.

Так, в статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ дано определение понятия «клиент». Учитывая специфику КПК и СКПК, к данной категории относятся физические или юридические лица, находящиеся на обслуживании в кооперативе. Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией.

 

 

Регулятор отметил, что исходя из норм соответствующего профильного законодательства в случае неисполнения членом кооператива установленных обязанностей Правление кооператива вправе исключить пайщика из членов кооператива. При этом неисполненные обязательства лица (клиента) продолжают быть объектом соответствующих гражданско-правовых отношений.

Вместе с тем, имеют место случаи, когда КПК и СКПК в редакциях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ понятие «клиент» заменяют понятием «член (ассоциированный член)». Анализ профильного законодательства, законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ в полной мере позволяет сделать вывод, что данные понятия не всегда являются тождественными, поскольку лицо может иметь неисполненные обязательства перед кооперативом по договору займа (соответственно являться клиентом), но при этом не являться членом кооператива в связи с его исключением из числа членов за неисполнение обязательств.

В качестве отдельных примеров Банк России привел фрагменты из ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в которых отмечалось наличие рассматриваемого недостатка:

- в программе хранения документов может быть определено, что «кооператив обеспечивает хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения членства члена (ассоциированного члена)», при этом пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а также необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом;

- в программе идентификации клиентов устанавливаются случаи когда Анкеты содержат графу «Решение о приёме члена (ассоциированного члена) в Кооператив принято следующим органом», тогда как согласно пункту 5 Приложения 3 к Положению Банка России № 444-П в Анкету клиента включаются сведения о фамилии, имени и отчестве (при наличии последнего) сотрудника, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание;

- ответственный сотрудник КПК/СКПК не реже чем один раз в три месяца проверяет наличие среди Членов КПК/СКПК организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, при этом согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ соответствующая проверка осуществляется среди своих клиентов организаций и физических лиц.

Учитывая вышеизложенное, Южное ГУ Банка России указал на необходимость:

- учесть указанну информацию и осуществить дополнительный анализ действующих в организации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- в случае установления в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ описанной проблематики в возможно короткие сроки обеспечить корректировку подходов КПК/СКПК к понятию «клиент» с учетом реализации требований, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а также переработать ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ во всех соответствующих разделах и приложениях с целью исключения рисков несоблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

По результатам проведенных мероприятий было предложено обеспечить представление в Южное ГУ Банка России информации о проделанной работе и дате утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ (представление электронной копии новой редакции ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не требуется).

Смыслов П.А.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2021

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя