Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

О программе управления риском в ПВК по ПОД/ФТ

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано в Вопросы кредитной кооперации. №4. 2017. С. 25-28)

 

Статья адресована кредитным потребительским кооперативам, однако отдельные положения, изложенный в ней, могут применяться и иными некредитными финансовыми организациями: ломбардами, микрофинансовыми организациями, страховыми компаниями и брокерами, управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами, профучастниками рынка ценных бумаг и иными НФО, поднадзорными ЦБ.

Статья раскрывает отдельные положения, излагаемые в программе управления риском, входящей в состав разрабатываемых ПВК по ПОД/ФТ.

 

«По результатам анализа Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, выявлено несоответствие Правил требованиям пункта 1.4 Положения № 445-П – в нарушение пункта 4.4 Положения № 445-П Программа управления риском Правил не включает:

- методику выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношение риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядок проведения мероприятий по контролю за риском использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением КПК операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.

Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении КПК требований законодательства Российской Федерации по ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП».

Некоторым КПК до боли знакомы вышеприведённые цитаты из реального протокола по делу об административного правонарушения, составленного по итогам проверки правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в которых не были раскрыты процедуры по управлению риском услуг.

 

 

Еще два года назад в одной из статей журнала «Вопросы кредитной кооперации» мы писали о том, что значительное количество замечаний от надзорных органов получают кооперативы по программе управления риском. Напомним, что при реализации программы управления риском кооператив обязан принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций (заключения сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (так называемый «риск клиента»), а также по определению риска вовлеченности кооператива и его сотрудников в использование услуг кооператива в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (так называемый «риск использования услуг» организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма). И если с уровнем риска клиента, как правило, все предельно ясно, т.к. про него достаточно емко изложено в Положении ЦБ от 15.12.2014 № 445-П, то с риском использования услуг кооператива все обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что Банк России практически ничего не раскрыл в своих нормативных актах, что касалось бы конкретных процедур управления риском услуг, делегировав их разработку непосредственно КПК. Именно поэтому некоторые кооперативы не знают, как корректно изложить в ПВК по ПОД/ФТ положения, связанными с риском использования услуг, т.к. такие КПК оказывают только услуги в сфере кредитной кооперации и не занимаются какими-то иными видами деятельности. Перед этими кооперативами действительно встает вопрос, а по каким критериям услуги в сфере кредитной кооперации нужно относить к высокому уровню риска, а по каким – к низкому и как это все документально необходимо фиксировать и оформлять. Как итог, некоторые из кооперативов вообще не включают в состав своих ПВК по ПОД/ФТ никаких положений, связанных с оценкой и управлением риска услуг, что, конечно же, противоречит требованиям законодателя.

Разработкой ПВК по ПОД/ФТ автор настоящей статьи занимается профессионально вот уже много лет – с середины 2000-х годов, поэтому сегодня мы решили поделиться с читателями нашими конкретными практическими примерами, как можно было бы изложить в правилах внутреннего контроля некоторые процедуры, направленные на раскрытие процесса управления риском услуг.

 

 

Методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования услуг Кооператива в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Для изложения указанной методики в правилах внутреннего контроля можно предусмотреть следующие положения:

1. Фактором (критерием уровня риска), влияющим на оценку риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма является экспертное мнение Ответственного сотрудника о риске использования услуг КПК. При формировании экспертного мнения принимаются во внимание результаты типологических исследований, статистические материалы, мнения и рекомендации экспертов надзорных и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций и профессиональных ассоциаций, публикации в научной и отраслевой литературе и иные материалы, посвященные выявлению наиболее характерных способов и методов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

2. Оценка (пересмотр) уровня риска услуги осуществляется Ответственным сотрудником на основании мотивированного суждения, сформированного в процессе анализа всей имеющейся информации в отношении услуги, включая основные параметры и порядок их представления, информацию о выявленных фактах использования услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также любую иную информацию, имеющуюся в распоряжении Ответственного сотрудника.

3. Списки услуг КПК, отнесенных к уровню риска «высокий», утверждаются руководителем КПК по представлению Ответственного сотрудника.

4. К услугам КПК, отнесенным к уровню риска «высокий» относятся такие услуги, в отношении которых в процессе осуществления внутреннего контроля установлены факты неоднократного использования услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Исходя из специфики деятельности КПК такими услугами могут быть операции по предоставлению займов для приобретения жилых помещений, строительства объектов индивидуального жилищного строительства пайщикам, пользующимся дополнительными мерами государственной поддержки, установленными Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и рассчитывающими погасить обязательства по займу средствами материнского (семейного) капитала.

В случаях отсутствия фактов неоднократного использования услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма риск такой услуги идентифицируется по уровню «низкий».

Высокий уровень риска использования услуги КПК присваивает в случае существенного роста спроса (свыше 25%)[1] на какую-либо услугу из списка услуг, оказываемых КПК за анализируемый квартал относительно среднеквартального значения за предыдущих четыре квартала. В иных случаях уровень риска использования услуги КПК оценивается как «низкий».

5. КПК оказывает услуги в сфере кредитной кооперации (деятельность КПК состоит в организации финансовой взаимопомощи членов КПК (пайщиков). В случае появления оснований для отнесения этих услуг к уровню риска «высокий», Ответственный сотрудник незамедлительно готовит представление руководителю КПК для включения их в список услуг КПК, отнесенных к уровню риска «высокий».

6. При введении КПК в свою деятельность новых услуг Ответственный сотрудник анализирует уровень риска таких услуг КПК и устанавливает наличие попыток использования клиентами новой услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с целью присвоения услуги уровня риска.

 

Порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Для описания в правилах внутреннего контроля такого порядка можно предусмотреть следующие положения:

1. Оценка (пересмотр) уровня риска услуги осуществляется Ответственным сотрудником на основании мотивированного суждения, сформированного в процессе анализа всей имеющейся информации в отношении услуги, включая основные параметры и порядок их представления, информацию о выявленных фактах использования услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также любую иную информацию, имеющуюся в распоряжении Ответственного сотрудника.

2. Пересмотр уровня риска услуги осуществляется в следующих случаях:

  • если в процессе осуществления внутреннего контроля установлены факты неоднократного использования услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

  • если в процессе осуществления внутреннего контроля появились основания, достаточные для пересмотра уровня риска услуги в сторону понижения (например, изменились параметры или порядок предоставления услуги, что послужило препятствием для их использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и т.п.).

Анализ всех услуг, предоставляемых КПК, в целях возможного пересмотра уровня риска услуг проводится Ответственным сотрудником не реже одного раз в квартал[2]. В отношении новых услуг, предоставляемых КПК, Ответственный сотрудник анализирует уровень риска таких услуг КПК при их введении.

 

 

Порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Для учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг КПК могут добавить в свои правила внутреннего контроля такие пункты:

1. Результаты оценки степени (уровня) риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма фиксируются в документе (таблице риска использования услуг), подписанным Ответственным сотрудником и позволяющим сделать однозначный вывод о присвоенном уровне риска. В случае пересмотра указанного уровня риска Ответственным сотрудником составляется новый аналогичный документ.

В отношении риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в указанном документе отражаются виды продуктов (услуг), предоставляемых клиенту, и соответствующий им риск использования услуг.

 

Форма таблицы риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма[3]

 

Результаты оценки степени (уровня) риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Услуги КПК (виды продуктов, предоставляемых клиенту), отнесённые к уровню риска категории «высокий»:

1.

 

2.

 

Услуги КПК (виды продуктов, предоставляемых клиенту), отнесённые к уровню риска категории «низкий»:

1.

 

2.

 

 

 

Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением КПК операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий

Для описания указанного порядка в правилах внутреннего контроля КПК возможно изложить следующее:

1. Ответственный сотрудник не реже одного раза в квартал[4] проводит анализ системы оценки рисков в КПК, включая применяемые в этих целях факторы, веса и иные параметры, указанные в программе управления риском, и вносит изменения, направленные на приведение системы оценки уровня рисков КПК в соответствие с текущей рыночной практикой и изменениями в типологиях осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

2. Контроль за риском использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма осуществляется не реже одного раза в квартал (в последний день окончания квартала) с целью установления оснований для пересмотра уровня риска услуг КПК, уточнения списка услуг КПК со степенью (уровнем) риска «высокий». Данный контроль осуществляется Ответственным сотрудником путем актуализации информации о перечне услуг с уровнем риска «высокий», о мероприятиях по управлению риском (в том числе по установлению/пересмотру степени (уровня) риска), изменениях востребованности отдельных видов услуг КПК, а также в ходе рассмотрения внутренних сообщений по подозрительным операциям.

3. Результаты контроля за использованием услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, оформляются отчетом не реже одного раза в квартал и доводятся Ответственным сотрудником до руководителя КПК в день окончания проведения контроля для принятия соответствующего решения.

 

Безусловно, кооперативы в своих правилах внутреннего контроля могут более развернуто раскрыть положения, приведенные нами, касающиеся управления риском услуг. Мы же надеемся, что сегодняшняя наша статья прояснит нашим читателям, чего не хватает в их ПВК по ПОД/ФТ для успешного прохождения проверки со стороны надзорных органов.


 

[1] В своих правилах внутреннего контроля КПК может изменить указанное значение по своему усмотрение. Предложенное нами значение является наиболее оптимальным.

[2] В своих правилах внутреннего контроля КПК может также изменить указанную периодичность по своему усмотрение. Предложенное нами значение является наиболее оптимальным.

[3] Такую таблицу целесообразно вынести в состав приложений правил внутреннего контроля.

[4] В своих правилах внутреннего контроля КПК может также изменить указанную периодичность по своему усмотрение. Предложенное нами значение является наиболее оптимальным.

 

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя