Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

СМЫСЛОВ П.А.:

Особенности предоставления информации в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий

(опубликовано в "ЭКСПО ЮВЕЛИР", февраль-май, 2016)

 

Сдача информации в Росфинмониторинг – одна из актуальных и сложных тем, традиционно волнующих организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку и куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Автор статьи провел небольшой опрос среди ювелиров (опрос проводился на форумах социальной сети Вконтакте https://vk.com/smyslovy (группа Финансовый мониторинг и ПОД/ФТ (Смысловы) и https://vk.com/rujewellers (группа Ювелиры России)) с целью выяснить у них, на какую тему они хотели бы видеть статью в настоящем номере «Экспо Ювелир». Лидером голосования, как и следовало ожидать, стала публикация практической статьи с тематикой о сдаче отчетности в Росфинмониторинг по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Напомним читателям, что полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, установлен статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон). Чтобы понять, подлежит ли операция, совершаемая организацией или ИП, обязательному контролю, необходимо сопоставить такую операцию с операциями из указанного перечня. И если выяснится, что совершаемая операция совпадает с одной из операций, указанных в ст. 6 Федерального закона, ювелирная организация или ИП должны будут подать о ней сведения в Росфинмониторинг. Особо отметим, что обязательному контролю со стороны ювелиров подлежат не только основные для них операции (скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), но и все прочие операции, перечисленные в указанной статье закона.

 

 

В настоящей статье мы подробно остановимся на порядке направления сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу об операциях, связанных со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемых в рамках договора поставки ювелирных изделий. Официальная позиция Росфинмониторинга по этому вопросу изложена в Информационном сообщении от 26.03.2010 «Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона относит скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. При этом из содержания вышеуказанной статьи следует, что предусмотренный в ней режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с иным имуществом.

Статьей 3 Федерального закона установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности - договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны, - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны, - платежи за товар (операции с денежными средствами) при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает 600 000 рублей (далее - пороговое значение), либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению или превышает его.

В том случае, если стоимость отдельной партии товара, либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения, а общая сумма нескольких платежей и/или стоимость нескольких партий товара равна или превышает его, то соответствующая информация представляется следующим образом. Каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация представляет сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Следующее сообщение в рамках договора (сделки) направляется, когда по следующим операциям суммы платежей и/или стоимость партии товара достигли порогового значения.

В настоящее время сообщение об операциях, подлежащих обязательному контролю, направляется в Росфинмониторинг по форме ФЭС 1-ФМ в соответствии с Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110.

Несмотря на то, что вышеуказанное Информационное сообщение Росфинмониторинга было опубликовано много лет назад, к сожалению, некоторые ювелиры до сих пор неверно определяют и указывают суммы операций в сообщениях, а также не в полном объеме предоставляют информацию в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий, направляя информацию только лишь об отгрузках (операции с иным имуществом) или, наоборот, только об оплатах (операции с денежными средствами).

Чтобы наглядно продемонстрировать нашим читателям, каким образом предоставляется информация в Росфинмониторинг об операциях, связанных со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, исходя их положений вышеуказанного Информационного сообщения Росфинмониторинга от 26.03.2010, приведем один простой пример.

Ювелирная организация ООО «Голд» заключила с ювелирной организацией ООО «Сильвер» договор поставки ювелирных изделий №1 от 11.01.2016 г., согласно которому обязалась поставлять для ООО «Сильвер» партии ювелирных изделий.

12.01.2016 г. ООО «Голд» поставило ООО «Сильвер» партию ювелирных изделий по товарной накладной №1 на сумму 400 000 рублей.

13.01.2016 г. ООО «Голд» поставило ООО «Сильвер» партию ювелирных изделий по товарной накладной №2 на сумму 300 000 рублей.

20.01.2016 г. ООО «Голд» поставило ООО «Сильвер» партию ювелирных изделий по товарной накладной №3 на сумму 740 000 рублей.

25.01.2016 г. ООО «Голд» поставило ООО «Сильвер» партию ювелирных изделий по товарной накладной №4 на сумму 500 000 рублей.

26.01.2016 г. ООО «Голд» поставило ООО «Сильвер» партию ювелирных изделий по товарной накладной №5 на сумму 920 000 рублей.

Какие сообщения ООО «Голд» было обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с поставкой ювелирных изделий ООО «Сильвер»?

1.               Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 13.01.2016 г.[1], ООО «Голд» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000001 по товарным накладным №1 и №2 на общую сумму 700 000 рублей (400 000 рублей + 300 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет товарной накладной №2);

2.               Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 20.01.2016 г., ООО «Голд» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000002 по товарной накладной №3 на общую сумму 740 000 рублей (740 000 рублей > 600 000 рублей, сумма по товарной накладной №3 разово превысила пороговое значение);

3.               Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 26.01.2016 г., ООО «Голд» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000003 по товарным накладным №4 и №5 на общую сумму 1 420 000 рублей (500 000 рублей + 920 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет товарной накладной №5).

 

Получив ювелирные изделия, ООО «Сильвер» оплатило их ООО «Голд» в следующем порядке:

28.01.2016 г. ООО «Сильвер» оплатило ООО «Голд» сумму в размере 200 000 рублей по платежному поручению №1;

29.01.2016 г. ООО «Сильвер» оплатило ООО «Голд» сумму в размере 50 000 рублей по платежному поручению №2;

30.01.2016 г. ООО «Сильвер» оплатило ООО «Голд» сумму в размере 750 000 рублей по платежному поручению №3;

31.01.2016 г. ООО «Сильвер» оплатило ООО «Голд» сумму в размере 1 860 000 рублей по платежному поручению №4;

 

Какие сообщения ООО «Голд» было обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с оплатой партий ювелирных изделий?

1.     Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 30.01.2016 г., ООО «Голд» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000004 по платежным поручениям №1, №2 и № 3 на общую сумму 1 000 000 рублей (200 000 рублей + 50 000 рублей + 750 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет платежного поручения №3);

2.     Не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 31.01.2016 г., ООО «Голд» обязано направить в Росфинмониторинг ФЭС 1-ФМ №00000005 по платежному поручению №4 на общую сумму 1 860 000 рублей (1 860 000 рублей > 600 000 рублей, сумма по платежному поручению №4 разово превысила пороговое значение).

Итого по вышеуказанным операциям, приведенным в примере, ООО «Голд» обязано направить в Росфинмониторинг пять сообщений по форме ФЭС 1-ФМ, из них три ФЭС 1-ФМ по операциям с имуществом, и два ФЭС 1-ФМ по операциям с денежными средствами.

Обратим внимание читателей на то, что если бы между ООО «Голд» и ООО «Сильвер» одновременно были заключены разные договоры поставки ювелирных изделий (к примеру, договор №1 на поставку обручальных колец и договор №2 на поставку цепей из золота), то учет отгрузок товара и получения оплаты за него для определения порогового значения и сдачи отчетности в Росфинмониторинг ООО «Голд» должно было производить по каждому договору отдельно: товарные накладные в рамках договора поставки №1 не следует складывать с товарными накладными по договору поставки №2, так же и платежные поручения по договору поставки №1 не суммируются с платежными поручениями по договору поставки №2.

Мы надеемся, что вышеприведенные примеры помогут организациям и предпринимателям разобраться с порядком направления ими информации в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий и повысят их уровень правовой культуры и грамотности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

А в заключение нашей статьи мы традиционно напомним нашим читателям, что предоставление в Росфинмониторинг сведений – важнейшая обязанность ювелиров, неисполнение которой грозит обернуться многотысячными штрафами (до 400 000 рублей). Именно поэтому крайне важно обеспечить в организации процесс своевременного, корректного и полного выявления операций, подлежащих обязательному контролю с целью предоставления о них информации в уполномоченный орган.


 

[1] Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.

 

 

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя