Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Что ждать лизингу после завершения Приказа № 94?

После окончания действия Приказа Росфимониторинга № 94 лизинговое сообщество ожидает новый документ. Законна ли такая практика?

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 19.06.2025 г.)

 

С 17 июня 2025 года прекратил действие Приказ Росфинмониторинга от 26 апреля 2023 года № 94, устанавливавший обязательный контроль за рядом операций с имуществом в сфере лизинга.

Приказ был издан на основании статьи 6 (п. 1.9) Федерального закона № 115-ФЗ и действовал в течение 730 дней с момента вступления в силу.

Теперь среди профессионального сообщества лизинговых компаний активно обсуждается вопрос: будет ли выпущен новый приказ на замену, и насколько постоянная практика «цикличных» приказов соответствует букве и духу закона?

 

Что предусматривал Приказ № 94

Документ вводил обязательный контроль за операциями по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическим лицам, если такое лицо одновременно выступало продавцом предмета лизинга.

Под контроль попадали сделки на сумму от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.

Информацию по таким операциям лизинговые компании передавали в Росфинмониторинг.

 

 

Законодательные рамки

Ключевая норма здесь — пункт 1.9 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ. Он прямо устанавливает:

- Уполномоченный орган (Росфинмониторинг) может определять операции, подлежащие обязательному контролю;

- Такие определения издаются на определённый срок, который не может превышать двух лет;

- По окончании срока приказ утрачивает силу.

Таким образом, временный характер таких мер прямо заложен в законодательстве.

 

Возможность нового приказа

С точки зрения закона, новый приказ, определяющий аналогичные или иные операции для обязательного контроля — правомерен. Ст. 6 п. 1.9 не содержит ограничений на повторное определение тех же видов операций, если это обосновано актуальной оценкой рисков.

В профессиональной среде лизинговых компаний бытует мнение, что «каждые два года» Росфинмониторинг будет издавать аналогичный приказ — практически без изменений.

Вопрос - насколько подобная «циклическая» практика соответствует цели закона.

 

Юридическая природа вопроса

Законодатель предусмотрел именно временный режим контроля, как реакцию на изменяющуюся оценку рисков.

Постоянное механическое продление одного и того же приказа может противоречить такому подходу.

Если при очередной переиздаче приказа не будет предоставлено нового обоснования (например, анализа рисков, подтверждающего необходимость контроля), бизнес-сообщество может ставить вопрос о правомерности такой практики.

Кроме того, если ситуация на рынке или в сфере противодействия ОД/ФТ существенно меняется, сохранение контроля без актуализации может рассматриваться как не отвечающее изменившимся реалиям.

 

Подведем итоги

- Выпуск нового приказа - законен, если подтверждена актуальность рисков.

- Механическое копирование текста прежнего приказа каждые два года без надлежащего обоснования - уязвимо.

- Для бизнеса и регулируемых организаций важно отслеживать основания, по которым Росфинмониторинг принимает такие решения.

Лизинговому сообществу стоит быть готовым к появлению нового документа, но также важно инициировать профессиональный диалог с Росфинмониторингом,- чтобы контроль был адекватен рискам, а не просто воспроизводился по формальному циклу.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2025

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя