Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Полный обзор новых критериев подозрительных операций 2022 года

 

На сайте Росфинмониторинга было опубликовано обновленные описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), которое применяется с 2022 года

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 13.06.2022 г.)

 

06 июня 2022 г. на официальном сайте Росфинмониторинга было опубликовано описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18.

Указанный документ среди прочего установил обновлённые описания кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), которые будут применяться с 7 июля 2022 года.

Обратим внимание читателей на то, что Приказом Росфинмониторинга №18 от 08.02.2022 года было определено, что в целях выявления операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма субъекты 115-ФЗ, которые попадают под действие указанного Приказа №18, используют описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), размещенное на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе «Документы Росфинмониторинга».

 

 

Эти коды признаков, напомним, включаются в состав правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые придется в июле 2022 года организациям и предпринимателям обновить, учтя произошедшие изменения. Обновить ПВК можно с нашей помощью.

Ранее организации и предприниматели использовали в целях выявления подозрительных операций (сделок) Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», критерии из которого включали в состав правил внутреннего контроля. В настоящее время мы ожидаем, что Росфинмониторинг отменит этот приказ.

Мы сравнили новые критерии, которые были опубликованы на сайте Росфинмониторнга с критериями, которые были приведены в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 и нашли много существенных отличий.

Изменения произошли как в описании общих признаков необычных операций (сделок), так и в специфичных операциях, которые используются организациями и предпринимателями в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности.

В сегодняшнем обзоре мы рассмотрим изменения в описании общих признаков необычных операций (сделок).

 

Что надо знать про критерии необычных операций.

При работе с необычными операциями важно помнить следующее.

Нередко, организация или предприниматель, усмотрев в операции клиента критерий выявления или признак необычной сделки, установленный Росфинмониторингом торопится тут же сообщить об этом в Росфинмониторинг, не проводя должных проверок операции и не учитывая то, что установленные критерии – это индикаторы для дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для автоматического признания сделки необычной.

 

 

Напомним, что при выявлении соответствия операции одному или нескольким критериям необычной операции организация или предприниматель должны незамедлительно составить внутреннее сообщение, провести проверку клиента и его операции и принять мотивированное решение в отношении операции, включая решение о направлении или ненаправлении информации в Росфинмониторинг.

Так, например, осуществляя проверку операции клиента, субъекты 115-ФЗ могут запросить у клиента пояснения в отношении операции, организовать с ним встречу, запросить документы для проверки, изучить источники происхождения средств или имущества клиента, провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия, закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт, предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в результате чего у организации или предпринимателя не осталось сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято решение о признании операции обоснованной и не вызывающей подозрения.

И наоборот, если клиент не предоставил внятных объяснений по операции, уклонился от контактов и пояснений, субъектом 115-ФЗ может быть принято решение о признании выявленной необычной операции подозрительной операцией, осуществление которой может быть направлено на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной операции в Росфинмониторинг.

 

Какие критерии были исключены.

В опубликованных на сайте Росфинмониторинга признаках необычных операций (сделок) мы не нашли следующих признаков, которые содержатся в 103 Приказе Росфинмониторинга:

1117 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является иностранным публичным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации, либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой, внуком, внучкой), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица;

 

 

1118 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, представитель клиента действуют от имени (в интересах) некоммерческих организаций <3>, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их отделений, представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая операция (сделка) не подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 статьи 6 Федерального закона;

1119 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент или представитель клиента, выгодоприобретатель, учредитель юридического лица является руководителем или учредителем некоммерческой организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее отделения, филиала или представительства, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;

1179 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является лицом, замещающим (занимающим) государственную должность Российской Федерации, должность членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

1183 Получение денежных средств от клиента - юридического лица, в состав учредителей которого входят благотворительные организации и/или фонды или иные виды некоммерческих организаций с долей участия в уставном капитале такого лица, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юридическим лицом;

1184 Получение денежных средств от клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент является получателем грантов или иных видов безвозмездной финансовой помощи от иностранных некоммерческих неправительственных организаций и/или их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;

1404 Перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы на сумму менее 600 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте;

 

 

2204 Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с изготовлением, переработкой, транспортировкой, хранением или реализацией ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента;

2206 Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом при осуществлении внешнеэкономической деятельности связана с приобретением и (или) продажей ядовитых и сильнодействующих веществ, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента;

2208 Операции по расходованию денежных средств российскими общественными организациями и объединениями (религиозными организациями, политическими партиями, организациями, объединениями) и фондами, не соответствующие целям, предусмотренным их уставными (учредительными) документами;

2209 Операции по расходованию денежных средств российскими филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не соответствующие заявленным целям.

 

Описание каких критерии было изменено.

Описание некоторых опубликованных на сайте Росфинмониторинга признаках необычных операций (сделок) отличается от описания признаков, которые содержатся в 103 Приказе Росфнмониторинга:

1191 Операция по получению или предоставлению безвозмездной финансовой помощи;

2201 Адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца, выгодоприобретателя или учредителя клиента - юридического лица совпадает с адресом регистрации (места нахождения или места жительства) лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;

2202 Клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец или участник клиента - юридического лица является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;

2290 Фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), дата и место рождения клиента - физического лица, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, учредителя клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица или участника операции совпадают с фамилией, именем, отчеством (если иное не вытекает из закона или национального обычая), датой и местом рождения физического лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо физического лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества, либо лица, операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом которого приостановлены на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа, и при этом отсутствуют иные данные, позволяющие установить его полное совпадение с такими лицами.

Было изменено описание и некоторых других критериев, однако изменения по большей части носит технический характер

 

Новые критерии подозрительных операций.

В опубликованных на сайте Росфинмониторинга признаках необычных операций (сделок) мы нашли коды следующих признаков, которые ранее не содержались в 103 Приказе Росфнмониторинга:

1170 Операции, связанные с приобретением и (или) продажей химических веществ - прекурсоров, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента;

1171 3 и более раз повторяющиеся операции по переводу денежных средств (в том числе электронных денежных средств или цифровых валют) при условии, что характер перечисленных операций, сведения об их участниках (плательщике и (или) получателе), а также иные сведения об операциях дают основание полагать, что они могут быть связаны с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов и (или) прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ;

1172 Неисполнение клиентом, являющимся субъектом исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, обязанности по включению в реестры, ведение которых осуществляет Банк России, по постановке на учет в Росфинмониторинге, включению в реестры лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты и нотариусы), реестр аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, с учетом фактически осуществляемой деятельности;

1173 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося иностранным публичным должностным лицом, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде иностранного публичного должностного лица;

1174 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося родственником иностранного публичного должностного лица, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, являющегося родственником иностранного публичного должностного лица;

1175      Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося должностным лицом публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, являющегося должностным лицом публичной международной организации;

1176 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося родственником должностного лица публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, являющегося родственником должностного лица публичной международной организации;

 

 

1177 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося лицом, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации;

1178 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося родственником лица, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде родственника лица, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации;

1196 Совершение операции (сделки) с участием юридического лица, в состав учредителей которого входят благотворительные организации и/или фонды или иные виды некоммерческих организаций с долей участия в уставном капитале такого лица, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юридическим лицом;

1197 Приобретение у нерезидента товара по завышенной стоимости (в сравнении с рыночной ценой) в режиме импорта организациями, зарегистрированными на территории свободной таможенной зоны;

1391 Совершение операции (сделки) в случае, если клиент и (или) выгодоприобретатель является контролируемой иностранной компанией в соответствии с главой 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации;

1392 Совершение операции (сделки) в случае, если клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец является контролирующим лицом в соответствии с главой 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации;

1883 Перечисление денежных средств в адрес нерезидентов в рамках платежей за пользование исключительными правами на программные продукты, товарные знаки, ноу-хау.

 

Новые критерии в агентствах недвижимости.

В опубликованных на сайте Росфинмониторинга признаках необычных операций (сделок) мы нашли коды следующих новых признаков, которые используются в своей деятельности агентствами недвижимости:

3508 Расчеты по сделке предусматривают оплату наличными денежными средствами (в полном объеме или частично);

 

 

3509 Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стоимостные характеристики которого явно не соответствуют предполагаемому уровню благосостояния клиента;

3510 Осуществление оплаты приобретаемого объекта недвижимого имущества третьим лицом, не являющимся стороной по сделке, за исключением ситуации, когда плательщиком является близкий родственник;

3511 Приобретение недвижимости лицом (лицом из его окружения), направление (сфера) деятельности которого характеризуется повышенным уровнем коррупциогенности;

3512 Заключение сделки о приобретении зарубежной недвижимости (включая объекты жилой и коммерческой недвижимости, имущественные комплексы, земельные участки и т.д.) без последующей регистрации перехода права собственности на соответствующий объект;

3513 Реализация недвижимого имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, по цене ниже начальной/оценочной на 15 и более процентов;

3514 Осуществление сделки с недвижимым имуществом с лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также лицами, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества осуществление сделки с недвижимым имуществом с лицами;

3515 Осуществление сделки с недвижимым имуществом в случае, если одной из сторон таких операций (сделок) являются лица, в отношении которых должны применяться меры по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ;

3516 Использование в расчетах по сделке с недвижимым имуществом счетов, открытых в банках-нерезидентах;

3517 Использование в расчетах по сделке с недвижимым имуществом ценных бумаг, долговых обязательств, зачета взаимных требований.

 

Изменения для организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора ДМ ДК.

Для указанных организаций в опубликованных на сайте Росфинмониторинга критериях необычных операций были исключены следующие критерии:

3802 Перечисление по поручению клиента денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий на счета третьих лиц;

3803 Представление продавцом при купле-продаже стандартных и (или) мерных слитков из аффинированных драгоценных металлов вместо оригиналов копий документов о качестве (паспорта или сертификата), а также спецификаций на них;

3805 Реализация продукции (прутьев, стержней, проволоки, пластин, полос, листов и т.п.), произведенной из стандартных и (или) мерных слитков аффинированных драгоценных металлов без изменения химического состава.

 

Одновременно для организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора ДМ ДК были введены следующие необычные операции:

3810 Неисполнение клиентом обязанности по постановке на специальный учёт в Федеральной пробирной палате;

3811 Перечисление по поручению сдатчика денежных средств за скупленные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из них, и лом таких изделий на счета третьих лиц;

 

 

3812 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) без направления информации по факту оборота продукции, ювелирных изделий в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота;

3813 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не имеющими бирки или ярлыка с нанесенными на них двухмерным штриховым кодом и уникальным идентификационным номером

3814 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с драгоценными камнями, чьи классификационные характеристики не определены либо определены не полностью или не в соответствии с нормативными техническими документами, действующими в качестве единых на таможенной территории Евразийского экономического союза для целей определения классификационных и стоимостных характеристик драгоценных камней;

3815 Попытка или предложение клиента (физического лица) совершить с организацией-скупщиком сделку с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не подлежащими скупке;

3816 Однократная сдача в скупку физическим лицом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в количестве 10 и более единиц;

3817Совершение сделки по продаже (передаче) организацией-скупщиком организации-переработчику для переработки или аффинажной организации для аффинажа монет из драгоценных металлов, если их рыночная стоимость выше стоимости драгоценных металлов, из которых они изготовлены, если их рыночная стоимость на 20% и более превышает стоимость драгоценного металла из которых они изготовлены;

3818 Многократная (3 и более раз в год) сдача физическим лицом на комиссию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без оттисков государственных пробирных клейм;

3819 Перечисление по поручению комитента денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и лом таких изделий на счета третьих лиц;

3820 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с мерными и (или) стандартными слитками аффинированных драгоценных металлов, на паспорта, сертификаты которых не нанесены двухмерный штриховой код и уникальный идентификационный номер в сочетании с номером слитка.

 

Критерии подозрительных операций у факторинговых компаний.

Для указанных организаций в опубликованных на сайте Росфинмониторинга критериях необычных операций указаны следующие критерии:

4001 Перечисление платежей финансовому агенту в рамках договора финансирования под уступку денежного требования за должника третьими лицами, не являющимися стороной по такому договору;

4002 Подозрение на предъявление финансовому агенту поддельных документов, свидетельствующих о наличии денежного требования клиента к должнику (договора с должником, документов, подтверждающих поставку товара (накладных, актов), счетов-фактур и т.д.);

4003 Получение денежных средств в рамках договора финансирования под уступку денежного требования клиентом и перечисление платежей финансовому агенту в рамках данного договора финансирования под уступку денежного требования должником в течение короткого периода времени (трех банковских дней);

4004 Отсутствие у клиента очевидной экономической необходимости на заключение договора финансирования под уступку денежного требования;

4005 Подозрение на мнимый (притворный) характер сделки, в результате которой образовалась задолженность перед клиентом финансового агента;

4099 Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, при реализации договоров финансирования под уступку денежного требования.

 

Новые критерии у операторов по приему платежей.

В опубликованных на сайте Росфинмониторинга признаках необычных операций (сделок) мы нашли коды следующих новых признаков, которые используются в своей деятельности операторами по приему платежей.

4105 Перечисление денежных средств оператором по приёму платежей клиенту, находящемуся в стадии ликвидации либо в отношении которого введена процедура банкротства;

4106 Заключение оператором по приёму платежей договора уступки (переуступки) прав требования, как от имени цедента, так и от имени цессионария;

4107 Прекращение обязательств оператором по приёму платежей путём зачета встречных требований.

 

Что еще изменилось.

В опубликованных на сайте Росфинмониторинга признаках необычных операций (сделок) мы также нашли обновленные коды необычных операций, которые должны использоваться в работе нотариусами, аудиторами, бухгалтерами, юристами, адвокатами, операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, лицами, осуществляющими почтовые переводы денежных средств и другими.

 

Надо ли вносить изменения в правила внутреннего контроля?

Обновленный перечень критериев необычных операций должен найти свое отражение в составе правил внутреннего контроля в обязательном порядке. Сделать новую редакцию ПВК нужно до 7 августа 2022 года.

Мы готовы в этом помочь и разработать новые ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ со всеми последними изменениями 2022 года.

 

Смыслов П.А.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2021

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя