Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Возражения на рекомендации проверяющего о корректировке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Почему принимать решения об устранении недостатков в правилах внутреннего контроля нужно всего взвешенно и обдуманно

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 13.09.2021 г.)

 

Ранее мы уже поднимали тему того, чем отличаются недостатки от нарушений в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Недостаток и нарушение в русском языке являются синонимами, однако с точки зрения проверки правил внутреннего контроля эти понятия серьезно отличаются друг от друга своими правовыми последствиями для проверенной организации.

Мы писали, что зачастую, под недостатками в правилах внутреннего контроля проверяющие понимают даже свои внутренние субъективные суждения в отношении того, как должен быть изложен тот или иной фрагмент правил внутреннего контроля.

Многие некредитные финансовые организации, поднадзорные Банку России, регулярно сталкиваются с проверками правил внутреннего контроля, по итогам которых получают письма рекомендательного характера, озаглавленные как письма «О выявленных недостатках в ПВК». Поскольку мы с 2005 года профессионально занимаемся разработкой правил внутреннего контроля, мы просим организации делиться с нами информацией о проверках ПВК, в результате чего к нам попадают различные письма Банка России с вышеуказанной информацией рекомендательного характера.

Такие письма мы каждый раз внимательно изучаем и анализируем. Нередко бывает так, что с отдельными недостатками, фиксируемыми представителями регулятора можно и нужно соглашаться, а с отдельными – можно было бы поспорить.

Сегодня мы решили привести два примера выявленных недостатков в правилах внутреннего контроля, утвержденных одной организацией в июле 2021 года и проверенных в августе 2021 года сотрудниками Южного главного управления ЦБ РФ, на которые можно было бы аргументировано возразить.

 

1. «ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ содержит формулировку «на портале уполномоченного органа». Рекомендуем данную формулировку заменить фразой «на официальном сайте уполномоченного органа».

Между тем, в нормативных актах, многочисленных официальных письмах и источниках в сфере ПОД/ФТ широко распространено употребление формулировки именно «портал Росфинмониторинга», а не «официальный сайт уполномоченного органа».

Так, например, в Письме Банка России от 27.12.2018 №12-3-5/10572 «О направлении информации в Росфинмониторинг»: содержится рекомендация до вступления в силу правил составления и представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ в случае выявления среди клиентов лиц, включенных в Перечень об информировании Росфинмониторинг путем размещения информации о фигурантах Перечня, а также о принятых в отношении них мерах в личном кабинете на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 №59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» содержит рекомендацию об отправке отдельной информации в электронной форме через Личный кабинет субъекта первичного финансового мониторинга на портале Росфинмониторинга (раздел – «Риски ОД/ФТ»/»Исходящие»).

А в Постановлении Правительства РФ от 22.03.2018 №315 содержится положение о том, что электронные сообщения направляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу через личный кабинет организаций на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок подключения организации к личному кабинету организации на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Таким образом, употребление формулировки «портал Росфинмониторинга» является верным и нормативно корректным.

 

2. «Форма Акта проверок, изложенная в Программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки, а также в приложении к ПВК, не фиксирует информацию о количестве клиентов организаций и физических лиц в проверяемом периоде».

В указанных выше рекомендациях речь шла об акте проверок клиентов, который составляется по итогам проверки клиентов по перечням Росфинмониторинга, проводимой не реже одного раза в три месяца, информация о которой направляется в Росфинмониторинг.

Между тем, изменения в порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (утв. Банком России), которые применяются с 1 июля 2021 года упразднил в составе ФЭС о проверке клиентов такие показатели, как:

- Общее количество клиентов – организаций и физических лиц;

- Количество клиентов – организаций;

- Количество клиентов – физических лиц.

По этой причине за ненадобностью аналогичные поля в акте проверке, приложенном к ПВК, были упразднены еще в июле 2021 года, а форма акта проверок была приведена в соответствии с обновленным порядком составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Таким образом, рекомендация сотрудника ЦБ о включении в акт проверки информации о количестве проверенных клиентов была уже неактуальной и несвоевременной.

 

Напомним, что из-за выявленных недостатков в тексте правил организацию оштрафовать не могут, ей предлагают эти недостатки учесть в дальнейшей работе над текстом правил внутреннего контроля. Зачастую устранение недостатков носит рекомендательный характер, который не обязателен к исполнению. Как видно из приведенных выше примеров некоторые недостатки бывают весьма субъективны. Поэтому принимать решения об устранении недостатков в правилах внутреннего контроля нужно всегда взвешенно и обдуманно.

 

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя